ДУШАНБЕ, 22 янв - Sputnik, Лев Рыжков. Знаменитый кинорежиссер, общественный деятель, историк и писатель Давлат Худоназаров давно уже не снимает фильмы, но внимательно следит за кинопроцессом в Таджикистане.
Корреспондент Sputnik встретился с режиссером накануне его 75-летнего юбилея.
Дебют Худоназарова под запретом
- Я знаю, что свой первый документальный фильм "Колыбельная" вы снимали в 1966 году на Памире. И фильм оказался запрещен. Почему?
- В то время документальные фильмы представляли собой некое подобие потемкинских деревень. Должна была быть лакировка. Если в фильме показывают крестьян, то их надо по-праздничному одеть. На мою десятиминутную ленту повесили ярлык "антисоветский фильм" главным образом за один эпизод: крестьянин пашет землю сохой на склоне горы.
У крестьянина не было трактора. В этом усмотрели "антисоветчину". На фоне других, парадных, картин моя, наверное, выделялась. Кто-то, по всей видимости, написал донос в ЦК компартии Таджикистана.
- Вы тогда учились в Москве, во ВГИКе. Ну и сняли бы что-нибудь про Москву?
- Именно в Москве я, как ни странно, заинтересовался прошлым своего народа. Читал в Ленинке книги и статьи русских этнографов, отчеты путешественников. Я понял, что надо показать свой народ через его традиции. И дипломную работу решил снять на родине в Таджикистане. Документальную картину.
Приехал в Таджикистан. Поработал на одной картине вторым оператором. Съемки этого фильма тоже происходили на Памире. Одним словом, провел много времени на родине. До этого несколько лет там не был, потому что в одиннадцатилетнем возрасте уехал с родителями в Душанбе. А тут вернулся с кинокамерой.
Весной 1966-го я хотел снять праздник Навруз. Но опоздал. Была очень плохая погода. И пока мы туда добрались, праздник уже прошел.
- Можно было реконструировать.
- В моих принципах всегда было не реконструировать события. Прозевал? Ищи что-то другое и старайся снять, как есть. Не более того. И, в конце концов, мы остановились в одном кишлаке. Там родился ребенок. И мы стали фиксировать обыденную крестьянскую жизнь. Я отдал камеру своему ассистенту. И он пару дней изображал оператора, а я как бы был при нем. А потом когда я взял камеру и уже снимал по-настоящему, то люди уже не обращали на меня внимания.
Давлат Худоназаров: я почувствовал себя таджиком, читая стихи
Я привез эту десятиминутную ленту во ВГИК, успешно защитился. Картина всем понравилась. И заведующий кафедрой операторского мастерства Анатолий Головня попросил оставить копию в институте. Теперь, спустя много лет, в Интернете кто-то выложил черно-белую копию.
Рожденный в СССР таджикский кинематограф
- Вы застали почти весь кинематограф Таджикистана. Кроме, может быть, зарождения. Какие тенденции вы видите? И какой период национальный кинематограф проживает сейчас?
- Рождение, становление и развитие таджикского кино безусловно связано с советской системой. Без Советского Союза, без его культурной политики появление и развитие национальных кинематографий не стало бы потрясающим феноменом. Для примера только несколько имен: Резо Чхеидзе и Отар Иоселиани в Грузии, Толомуш Океев в Кыргызстане, Ходжакули Нарлиев в Туркменистане, Эльёр Ишмухамедов и Одельша Агишев в Узбекистане и многие другие.
Сафарбек Солиев снимет кино о наркоме просвещения Таджикистана Нисоре Мухаммаде
С развалом Советского Союза все национальные кинематографии закономерно начали чахнуть. Советский Союз ругают, а ведь он - часть нашей истории. Его надо воспринимать очень спокойно. Со всеми плюсами и минусами.
У меня на родине думают, что традиционные народные костюмы являются таковыми с незапамятных времен. А они серьезно модернизовались в конце 20-х–начале 30-х прошлого века. Окончательную свою форму они приобрели перед декадой таджикской литературы и искусства в Москве в апреле 1941-го.
Таджикская АССР была провозглашена в обездоленном кишлаке Душанбе в марте 1925, а всего 16 лет спустя в Москве прошел потрясающий смотр таджикской советской культуры! К декаде очень серьезно готовились. Да, это было идеологизированное мероприятие. Но ее вклад в национальное искусство, несомненно, огромен.
- Национальный кинематограф в Таджикистане тоже стал развиваться от толчка извне?
В этот период было много исторических фильмов - "Судьба поэта" Бориса Кимягарова о великом Рудаки, сериал по поэме "Шахнаме", фильм Тахира Сабирова "Смерть ростовщика" - экранизация романа Айни.
Следующая стадия развития национальных кинематографий - это показ на экране правды о взаимоотношениях людей, о происходящих событиях, о времени, культуре, потере духовных ценностей. И это примерно одновременно произошло во всей Центральной Азии в середине 60-х.
Таджикское кино на плаву
- А ведь в начале 90-х фильм "Лунный папа" Бахтиёра Худойназарова прогремел на весь мир. А снят он уже после СССР. Значит, и после Союза есть культурная жизнь?
- Да, формально СССР уже не было, но инерционное движение продолжалось, его влияние чувствуется по сей день. В своих первых картинах, которые он делал в Таджикистане, Бахтиёр безусловно представлял собой явление. В начале 90-х он не только создал фильмы "Братан" и "Кош-ба-кош" в непомерно трудных условиях, в охваченном гражданской войной Таджикистане, но и вышел с ними на европейское пространство, показывая правду о своей родине и прославляя таджикский кинематограф. Он наиболее известный в киномире среднеазиатский режиссер этого времени из своего поколения.
Бахтиёр родился и вырос в Душанбе. Это мир его детства и юношества, и то, что его окружало, волновало, талантливо перешло на экран. Он стал тем, кем стал - режиссером со своим лицом. Определенный срез городской среды, взаимоотношения героев в его фильмах – открытие для меня. Я про это ничего не знал, хотя и жил в этом же городе, в это же время. Все это было показано Бахтиком очень талантливо.
"Лунный папа" - талантливая картина, заслуженно отмеченная на фестивалях, но мне лично больше нравятся его первые фильмы. У нас с ним разные биографии и разные видения, для меня важна правдивая поэтика на экране как отражение жизни определенного народа.
Конечно, я ценю фильмы мастерски сделанные, талантливо отражающие творческую фантазию автора, однако в этом случае фильм уходит от реалий жизни. Фильмы, не имеющие прямой связи с жизнью, уводят от того, что я называю национальным кинематографом.
На последний фильм Бахтиера Худойназарова в Таджикистане нет денег
Например, фильм "Тени забытых предков" Сергея Параджанова - это мир и эстетика режиссера, признанная всем киномиром, но показанная на экране история к гуцулам имеет малое отношение. Я признаю талантливым экранный мир режиссера, но сцепки с реальной жизнью показанного народа нет. И это кино, признаюсь, – "не мое".
Пусть на экране покажут фантасмагорию, но она должна рассказать правду, для того, чтобы стать частью культуры определенного народа. Но эта правда не должна быть узко национальной, узко этнической. Очень важна степень обобщения происходящего на экране, чтобы оно было узнаваемо всеми, тогда будет гарантирована сопричастность зрителей из совершенно иного мира.
- Давайте признаем, что таджикское кино и сейчас, несмотря на все трудности постсоветского времени, держится на плаву. Благодаря чему?
- Благодаря энтузиастам, молодым режиссерам, которых всячески поддерживают руководители Союза кинематографистов Таджикистана Сафар Акдодов и Садулло Рахимов.
В начале двухтысячных фильмы Джамшеда Усманова "Полет пчелы", "Ангел правого плеча" были представлены за пределами Таджикистана, получили призы в Москве и Лондоне. Его фильм "Чтобы попасть в рай, ты должен умереть" был представлен на Каннском фестивале. Документальные фильмы Орзу Шарипова были представлены на различных мировых киносмотрах.
Фильм "Учитель" Носира Саидова удостоился приза за лучший сценарий на XI Казанском международном фестивале мусульманского кино, a исполнитель главной роли, легенда таджикского кино Марат Арипов был отмечен призом на Тегеранском фестивале.
Два года назад впервые режиссер Умед Мирзоширинов снял на Памире игровой фильм "Преодоление" на местных языках, получил приз на фестивале в Дакке. А Аниса Сабири получила в прошлом году приз за лучшую режиссуру на фестивале в Нью-Йорке за фильм "Плач танбура".
Продолжение интервью с Давлатом Худоназаровым читайте в материале Sputnik >>