"Кто найдет наши кости": россиянин рассказал, как выжил в плену у "Талибана"

© AP / Allauddin KhanЧлен террористической организации "Талибан" в Афганистане
Член террористической организации Талибан в Афганистане - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Александр Лаврентьев, занимавшийся поиском солдат, пропавших и погибших в Афганистане, сам едва не умер в плену у боевиков. Спасти его, как ни странно, помогло невежество похитителей

ДУШАНБЕ, 14 июн — Sputnik. Полковник в отставке Александр Лаврентьев пробыл месяц в плену у боевиков "Талибана" и лишь недавно был освобожден силами афганских силовиков и российских дипломатов. За это время он дважды оказывался под дулом автомата, едва не лишившись зрения и ног.

Лаврентьев 10 лет занимался поиском военнопленных или их останков по просьбе родственников. Поездки всегда заканчивались сравнительно удачно, но в этот раз осторожного человека подвела собственная преданность делу и готовность довериться полезному, но малознакомому проводнику.

Вывод советских войск - Sputnik Таджикистан
Общая боль и единство в скорби: незабытые воины-афганцы Таджикистана

Вместо поиска пропавших в плену солдат, он сам оказался в руках боевиков, расплатившись за это здоровьем и нервами, но, к счастью, остался в живых и на свободе.

О том, как ему жилось плену, о специфической религиозности талибов и невежестве похитителей, Александр рассказал в интервью Sputnik Таджикистан.

Ненадежный проводник

Александр более 10 лет занимался поиском советских военнослужащих - живых и мертвых - в качестве руководителя рабочей группы по Афганистану Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. Национальность не важна: русский, таджик, татарин, украинец, узбек, у всех, кто остался на афганской земле, есть родные, которым и спустя 30 лет важно знать правду о членах своей семьи.  

По словам бывшего военного, большинство солдат в Афганскую войну, оставшихся в живых, но числившихся пропавшими без вести, либо давно живут в стране, обзавелись семьей и не спешат возвращаться, либо уже уехали.

Быть, как "шурави": почему в Афганистане так популярно российское образование

Поэтому последние годы Александр скорее выполняет функцию поисковика, ищущего захоронения советских воинов по просьбе родственников и возвращающего останки для погребения на родине. В этот раз все начиналось точно так же, но закончилось, увы, неприятностями.

В марте Лаврентьев отправился за останками солдата Советской армии, уроженца Татарстана Ильшата Гарайханова, погибшего в 1982 году в бою в афганской провинции Бамиан. Информация о пропавших бойцах ему поступила от некого Гуляма Сахи, смекнувшего, что можно продать не только данные Александру, но и самого Александра.

"Один из моих помощников, с которым мне раньше довелось работать, уверял, что в провинции Герат есть люди, готовые за определенную сумму передать останки воинов-интернационалистов. Как оказалось, этот помощник просто решил нас продать, что успешно и сделал. Он встретил в аэропорту, а уже через 20 минут мы были в плену. Три человека на проселочной дороге выскочили из машины, стреляют, грубо вытаскивают тебя – и все, ты уже раб", - вспоминает Лаврентьев.

Похитители не побоялись организовать засаду в двух шагах от оживленной трассы, в прямой видимости от полицейского блок-поста. Возможно, имели информаторов среди местных правоохранителей.

Как потом стало известно, пленников – самого Лаврентьева и пожилого 75-летнего переводчика - схватили не талибы, а обычные бандиты, настоящие отморозки и мародеры. Переводчика скоро отпустили, чтобы он мог донести до властей требования о выкупе, предварительно забрав даже обувь и верхнюю одежду. А россиянин остался в заложниках.

Похитители, может, и были лихими налетчиками, однако умом не блистали.

Во-первых, они запросили совершенно несусветную сумму в полмиллиарда долларов. По афганским меркам за выкуп одного человека - ценник просто астрономический. Как позже выяснилось, злоумышленники были малограмотны и вообще не представляли, как выглядит полмиллиарда. А потому быстро согласились скинуть цену выкупа до полумиллиона.

Афганская женщина, архивное фото - Sputnik Таджикистан
"Ждала, когда муж умрет": как россиянка уехала за пельменями, а попала в "Талибан"

Во-вторых, из-за собственной беспечности практически сразу навели афганских силовиков на свой след.

"Они допустили странную ошибку – спустя полчаса после захвата, нас посадили на корточки и сфотографировали, причем на фоне своего же автомобиля. В кадр попали госномера, и скоро транспорт нашли вместе с владельцем. После освобождения меня попросили опознать машину, старую Toyota Corolla, и я с легкостью это сделал по провалившемуся багажнику", - рассказывает пленник.

Пытки боевиков и "Талибана"

Увы, ошибка похитителей не помогла самому Александру, так как его к тому моменту уже передали в руки "Талибана". Как потом выяснилось, все было довольно просто: и обычные бандиты, и идейные талибы действовали под руководством одного полевого командира. Похищение для них было всего лишь способом заработать деньги, одним из многих. Не брезговали экстремисты грабить своих же соотечественников, занимаясь рэкетом местных дехкан и мелких торговцев.

Боевики поставили моего брата на колени и казнили — история страшной гибели

Единственная разница талибов и обычных бандитов - это экстремистский контекст в быту: белые флаги, измерение длины бороды, принуждение угрозами к принятию ислама. Правда, религиозность и набожность у похитителей выходила какая-то специфичная. По словам Андрея Лаврентьева, пока один из его охранников читал намаз, другой мог запросто, сидя неподалеку, смотреть порнографию на смартфоне.

Давление – физическое и психологическое – началось с самого первого дня. Андрея и переводчика поместили в багажник, отвезли в неизвестном направлении. Что их ждет и чего от них хотят – похитители не говорили, и два пленника с тяжелым сердцем ждали своей участи. Злоумышленники всячески запугивали их, угрожая казнить.

"Когда жизнь висит на волоске - а меня пару раз выводили "на расстрел", - все видится иначе. Даже не страх был, а скорее сожаление: хотелось бы еще чуть-чуть пожить, - делится впечатлениями Андрей Лаврентьев. - Я тогда сказал переводчику: знаешь дорогой, мы столько лет ищем косточки других людей, а кто ж наши-то теперь найдет".

Потом бандиты, собравшись передать Андрея талибам, шли какими-то горными тропами. У пленника забрали обувь, чтобы не сбежал, и подгоняли ударами. В одном месте не ночевали дважды, а россиянина перевозили в багажнике или гнали пешком. Это дорого обошлись  российскому поисковику.

"Первые дни в плену я хотел бы забыть. Пока был в руках у этих отморозков – сломанные ребра, сломанные пальцы, поврежденный глаз. А после того как пару дней ходили босиком по горам, ноги превратились в фарш, едва не начался сепсис. Кормили как придется, раз в день давали воду и кислую лепешку", - вспоминает Андрей.

В Афганистан больше не вернусь

Все это время шли переговоры об освобождении российского гражданина. Дипломаты из РФ обратились за помощью к афганским силовикам.

И хотя спецслужбам удалось захватить четверых человек, причастных к похищению Лаврентьева, в том числе проводника, сдавшего россиянина бандитам, они не знали его текущего местоположения.

Договариваться пришлось со старейшинами влиятельного пуштунского племени нурзай, откуда происходили похитители Лаврентьева. Они предложили обменять Александра на четырех задержанных соплеменников.

Уроженец Панджшера Ибрагим Арифи о минувшей 30-летней истории Афганистана   - Sputnik Таджикистан
Что изменилось в Афганистане после ухода СССР — откровенное видео

Точные условия обмена до сих пор неизвестны, но освободили Лаврентьева без стрельбы, и вскоре он оказался в управлении нацбезопасности в Герате. По его словам, о ходе расследования и спецоперации он не думал, так как был рад освобождению, врачебной помощи и банальной возможности наконец-то помыться.

На вопрос Sputnik Таджикистан о том, вернется ли он еще, чтобы продолжить поиски, Лаврентьев ответил отрицательно. Говорит, близкие не простят ему еще одного такого приключения. 

Но саму работу по поиску воинов-интернационалистов он бросать пока не думает, однако делать это собирается дистанционно. Ситуацию осложняет тот факт, что между Россией и Афганистаном до сих пор не подписано межправительственное соглашение по этому вопросу. Есть и большие проблемы с финансированием таких поисковых экспедиций и транспортировкой останков через границу.

"Афганцы не работают бесплатно. Транспорт, информацию, раскопки - все приходится оплачивать", - говорит он, добавляя, что американцы сильно разбаловали местных жителей в этом вопросе быстрых заработков.

Афганистан глазами туриста: что несет северный ветер спустя 30 лет

Есть и еще одна проблема. Ни российские, ни тем более афганские власти не спешат помогать Александру в его деле. Так в аппарате Свердловской области сообщили, что поисковые работы и перезахоронение останков советских бойцов, "безусловно, имеют важное значение для военно-патриотического воспитания молодежи", но касательно финансирования экспедиции в Афганистан - вежливо отмолчались.

Правда, в Афганистане экс-военному помогают сотрудники Российского центра науки и культуры в Кабуле, но это, скорее, личная инициатива и желание помочь руководителя РЦНК Вячеслава Некрасова, чем государственная помощь.

Что касается афганских властей, то их этот вопрос ожидаемо не беспокоит. Если не мешают в поисках - уже и на том спасибо.  

Лента новостей
0