ДУШАНБЕ, 8 окт - Sputnik. Институт президентской власти в Таджикистане насчитывает 30 лет с коротким перерывом на 2 года. В преддверии выборов главы государства, намеченных на 11 октября 2020 года, Sputnik Таджикистан составил тематическую подборку интересных фактов, накопившихся за эти десятилетия.
Выбор за парламентом
Первый президент Таджикистана Каххор Махкамов был избран не народным, а парламентским голосованием 30 ноября 1990 года. Одновременно он возглавил правительство республики.
Выдвинули его на этот пост члены Компартии Таджикской ССР, хотя среди депутатов были и представители других партий. Но коммунисты были самой многочисленной фракцией, а сам Махкамов являлся председателем Верховного Совета республики.
Это кресло он занял в результате альтернативного голосования, которое сам же и предложил. Твердый приверженец принципов демократического централизма, он всегда четко их придерживался в решении всех политических вопросов.
С именем Махкамова по праву связаны многие масштабные проекты тех лет: Таджикский алюминиевый завод, старт строительства Рогунской ГЭС, подземный транспортный тоннель на перевале Анзоб. Развал СССР помешал воплотить в жизнь два последних.
Первый и последний президент
Махкамов стал президентом, когда страна еще входила в состав Советского Союза, поэтому его впоследствии называли "первым и последним президентом Таджикской ССР".
31 августа 1991-го он был смещен на внеочередной сессии Верховного Совета, которая вынесла ему вотум недоверия, обвинив в поддержке провалившегося путча ГКЧП. Масла в огонь добавили и массовые беспорядки, имевшие место в Душанбе в феврале того же года. Их жестко подавили с применением оружия, в результате чего погибли и получили ранения десятки граждан.
Каххор Махкамов, как и его преемник Рахмон Набиев, в разное время возглавляли ЦК Компартии Таджикской ССР. Однако первый ушел с поста сам, когда в ходе перестройки компартия начала терять свой авторитет. Второго же уволила Москва, по неофициальным данным, за чрезмерное пристрастие к алкоголю и пышным застольям.
Выборы с юридическим секретом
Рахмон Набиев был первым президентом Таджикистана, избранным в результате всеобщего голосования (24 ноября 1991-го), хотя по хронологии занял этот пост вторым. Но это даже не самый интересный факт тех выборов.
Как известно, Таджикистан провозгласил независимость в сентябре 1991-го, но мало кто знает, что вплоть до 26 декабря 1991-го Республика Таджикистан формально оставалась в составе СССР, поскольку не были соблюдены все формальные процедуры. А это значит, что первые президентские выборы были проведены, когда страна юридически еще не была отдельным независимым государством.
Тем не менее выборы состоялись. К продвижению Набиева во власть также приложили руку коммунисты, хорошо знавшие все его сильные, а особенно слабые стороны.
Один кандидат от многих
В тех выборах 1991-го участвовали семь политиков, но основным конкурентом Набиева тогда стал кинорежиссер, глава Союза кинематографистов СССР Давлат Худоназаров. Его поддержали сразу несколько партий - Демократическая, Партия исламского возрождения (ПИВТ), "Лаъли Бадахшан", Национально-демократическое движение "Растохез", а также мусульманское духовенство.
Кандидат от четырех партий, а по факту от всей оппозиции, в итоге набрал 30,1% голосов. Набиев, к слову, - 56,9%.
Отрекся дважды за осень
Так сложилось, что за осень 1992-го Рахмон Набиев успел дважды снять с себя полномочия. Первый раз он сделал это под дулом пистолета. В сентябре на фоне резко обострившейся обстановки в Душанбе президент решил вылететь в Худжанд, на малую родину. В VIP-зале столичного аэропорта его задержали боевики Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) и, угрожая оружием, вынудили подписать заявление об отставке.
Этим дело не закончилось. После Набиев заявил, что первое отречение было антиконституционным. В ноябре группа депутатов Верховного Совета XVI сессии долго уговаривала президента уйти с должности. В конце концов он согласился под давлением. В документе написал "в целях стабилизации общественно-политической обстановки, прекращения братоубийственной войны".
Третий "конституционный"
Третий президент Эмомали Рахмон был избран 6 ноября 1994 года и занимает этот пост по сей день. Одновременно с выборами состоялся всенародный референдум по принятию первой Конституции независимого Таджикистана.
Из этого вытекает следующий факт - первые два президента республики присягали "по привычке" на Конституции СССР. Рахмон же в этом качестве использовал свежеотпечатанный экземпляр нового Основного Закона.
Выборы под пулями
В 1994-м страна выбирала президента в разгар гражданской войны (1992-1997). И хотя период наиболее ожесточенных столкновений уже прошел, в стране было, мягко сказать, неспокойно.
Отряды ОТО из Афганистана вторглись в восточные районы Таджикистана, нанеся ряд серьезных поражений правительственным войскам. Около 50 военнослужащих были взяты в плен боевиками. Четвертого ноября 1994-го в Хороге состоялись переговоры по их обмену на сторонников оппозиции, находящихся под стражей, а уже через 2 дня - выборы президента и референдум по Конституции.
Временный запрет
Кстати, в период гражданской войны в Таджикистане официально действовал запрет на создание оппозиционных политических партий и движений и их деятельность в стране.
А представители от оппозиции не были допущены для участия в президентских выборах 1994 года.
Самовыдвиженцы с разными судьбами
В 94-м все кандидаты шли на выборы как самовыдвиженцы. В финальную гонку вышли всего двое - Эмомали Рахмон и экс-премьер, посол Таджикистана в России Абдумалик Абдулладжонов. Последний, как известно, проиграл, тем не менее набрав солидные 34,7% голосов. Самые зрелищные в истории республики выборы закончились триумфом для одного и чередой неприятностей для другого.
После выборов Абдулладжонов покинул страну, возглавил оппозиционное Движение за национальное возрождение. Спустя пару лет он был заочно обвинен и объявлен в розыск. Ему вменяли покушение на убийство президента Рахмона, попытку мятежа и другие преступления. В 2013-м он был задержан в аэропорту Киева по запросу таджикских властей и отправлен в СИЗО. Правда, спустя 2 месяца политика, уже давно гражданина США на тот момент, отпустили. В Таджикистан он больше не вернулся.
ПИВТ в игре
Сейчас Партия исламского возрождения - запрещенная в Таджикистане (по решению Верховного суда от 2015 года) террористическая организация, которая, по словам властей, до сих пор пытается дестабилизировать республику изнутри. А какие-то два десятка лет назад ПИВТ принимала активное участие в политической жизни страны и даже регулярно выдвигала кандидатов на выборы.
Самыми удачными для партии стали выборы 1999-го. Тогда активист Давлат Усмон получил 2,1% голосов, но все же вышел на 2-е место по результатам гонки против 97,6% за Рахмона.
Последний раз ПИВТ участвовала в президентских выборах в 2013-м, выдвинув кандидатом правозащитницу Ойнихол Бобоназарову. Ее, впрочем, как и политика от СДПТ, не зарегистрировала ЦИК, после чего оппозиционные силы решили бойкотировать процесс.
Салфетки, мыло, маски: выборы президента Таджикистана в условиях пандемии
Кандидаты на высший государственный пост в Таджикистане зачастую проявляют недюжинную смекалку и изобретательность, стремясь привлечь на свою сторону большее количество избирателей. Так, на выборах-1991 один из претендентов устроил бесплатную раздачу галош, бывших тогда в дефиците. Правда, громкая акция получилась в районном масштабе.
Нынешние политики предпочитают поражать электорат грандиозными обещаниями, мало заботясь об их реализуемости. Например, коммунист Миродж Абдуллоев ратует за возврат заводов рабочим, а земель дехканам, лидер социалистов Абдухалим Гаффоров предлагает строить метро в Душанбе, а предводитель аграриев Рустам Латифзода одержим идеей легализовать институт многоженства.
В предстоящее воскресенье избиратели Таджикистана будут голосовать за свое будущее, надеясь на то, что оно точно станет светлым.