ДУШАНБЕ, 26 дек - Sputnik. Уходящий год принес Таджикистану немало проблем, почти все из которых плавно перетекут в год наступающий.
Слово "коронавирус" плотно въелось в наш лексикон, став причиной и одновременно следствием большинства значимых мировых, региональных и национальных событий, произошедших в 2020-м.
Небо закрыто
Конечно, самым "влиятельным" событием 2020 года стало полное прекращение авиасообщения в начале марта. Таджикистан вслед за другими странами закрыл небо во избежание проникновения опасного заболевания в республику. Это стало ударом и неожиданностью для многих.
Тогда мера казалась нереальной и уж точно беспрецедентной. Люди пребывали в растерянности и панике. Всех волновал один вопрос - как вернуться домой.
Планировавшие вылететь из/в Таджикистан на отдых, по работе, на учебу, в командировку или просто по личным делам были вынуждены отменить поездку и штурмовать офисы авиакомпаний, чтобы вернуть деньги за билеты. Больше всего пострадали те, кто оказался заперт в аэропортах и в течение нескольких дней, если не недель и месяцев, дожидался спасительного спецборта.
Более 90 тысяч граждан вернулись в Таджикистан на чартерных рейсах
Застрявшие за границей таджикистанцы условно разделились на две группы. Первые решили переждать пандемию там, где они оказались. Месяц незаметно растянулся в девять. Пришлось искать жилье, временную работу, обживаться и терпеливо ждать. Вторые всеми правдами и неправдами настойчиво пытались вернуться назад за любые деньги. Кому повезло больше - сказать сложно.
Постепенно сформировалась новая реальность - регистрация на спецрейсы, томительное ожидание в очередях (живых - возле посольства и электронных - у монитора), волнительный поиск нового расписания вылетов.
Авиасообщение остается закрытым до сих пор. Студенты не могут улететь на учебу, а трудовые мигранты- на работу.
Света нет, но вы держитесь
Перебои в снабжении электроэнергией частного сектора с осени заставила жителей Таджикистана вспомнить прошлое: энерголимит, веерные отключения электричества, свечи для освещения и печки-буржуйки для отопления.
В сельских районах электричество отключают на 10-12 часов в сутки, города тоже страдают. Кому-то "везет" и на 18 часов. Даже в столице перебои с подачей света случаются пару раз в неделю на час-два. "Барки Точик" объяснила неурядицы плановым профилактическим ремонтом объектов перед зимой.
Однако эти аргументы фактически опроверг вице-премьер Усмонали Усмонзода, во всеуслышание заявив, что причиной нехватки света стал низкий уровень воды в хранилищах ГЭС.
Масла в огонь подлила угроза президента Рахмона вернуть энерголимит, если население не станет экономить. Это значит использовать для отопления и приготовления еды дрова и уголь. Как выкручиваться горожанам, не уточнили.
В "Барки точик" объявили о восстановлении бесперебойного электроснабжения
Ситуация интересная: лимита официально нет, энергохолдинг заверяет, что все в порядке, чиновники при этом наперебой твердят о важности экономить электроэнергию, а света при этом как не было, так и нет.
Большие надежды возлагали на ввод в строй еще двух блоков Рогунской ГЭС, но для их закупки в бюджете нет денег. В апреле появилась слабая надежда на готовность немецкой "Войт" (ФРГ) вложиться в проект, но она не оправдалась.
Тем не менее, уверены эксперты, правительство Таджикистана не собирается отказываться от идеи скорейшей достройки ГЭС, пусть даже и силами исключительно госбюджета. Для этого потребуется порядка 150-200 миллионов долларов в год. В крайнем случае, можно обратиться опять за долгосрочным кредитом к Китаю, который в последние годы охотно вкладывается в некоторые отрасли экономики республики.
Между тем МВФ и другие мировые финансовые институты неоднократно предупреждали правительство Таджикистана о грядущем росте дефицита бюджета республики в связи с финансированием этого долгостроя.
Госдолг Таджикистана взлетел и достиг "потолка"
Растет задолженность Рогуна и внутри страны. В настоящий момент ГЭС находится в топе крупнейших неплательщиков страны, ее долги перед бюджетом за последние 2 года выросли до 43 миллионов сомони.
Тотальное закрытие мечетей в Таджикистане
Четвертого марта, а потом 18 апреля (да-да, дважды) Таджикистан объявил о закрытии всех мечетей в рамках борьбы с распространением коронавируса. До сих пор все верующие молятся дома, что вызывает в их среде растущее недовольство.
Пусть сломается твоя корона: последний джамаат намаз в мечетях Душанбе
Однако медики, как и священнослужители, справедливо называют эту вынужденную меру совершенно оправданной.
Обычно по пятницам (главный молитвенный день у мусульман) ближе к обеду наблюдалось столпотворение верующих и стихийные автостоянки, на которых приезжали самые обеспеченные индивиды. В такой обстановке говорить о соблюдении социальной дистанции бессмысленно, да и в маске особо не помолишься. Сейчас ничего этого нет.
Однако запрет на массовые молитвы, по всей видимости, побудил Госдеп США устами госсекретаря Майка Помпео причислить Таджикистан к числу стран, проявляющих склонность к "систематическим, постоянным, (и) вопиющим нарушениям религиозной свободы".
В Комитете по делам религии при правительстве республики, изучив доклад Госсекретаря США, обратили внимание, что он почти слово в слово повторяет прошлогодний. Священнослужители призвали американцев не тиражировать непроверенные данные, а самим посетить Таджикистан и лично убедиться в том, как реально обстоят дела в "религиозном пространстве".
Старый новый президент
В 2020 году в Таджикистане прошли парламентские и президентские выборы - в марте и октябре. Оба шестые по счету.
Избрание депутатов нижней палаты прошло без интриги. Кандидаты были выдвинуты от семи политических партий, имеющих официальную регистрацию в стране.
Вполне ожидаемо сокрушительную победу одержала "партия власти" - Народно-демократическая (НДПТ). По данным ЦИК, она застолбила 47 кресел в Маджлиси намояндагон из 63-х. На втором месте – Аграрная партия Таджикистана (7 мандатов), Партия экономических реформ (5), коммунисты (2), Демпартия и социалисты – по одному. Имеющая имидж относительно оппозиционной Социально-демократическая партия (СДПТ) не сумела преодолеть 5-процентный барьер и в парламент не попала.
Выборы в верхнюю палату парламента прошли тоже без эксцессов, однако результат заинтересовал все постсоветское пространство: старший сын президента, он же мэр Душанбе и глава Федерации футбола Таджикистана был избран председателем Маджлиси Милли. Все дело в том, что пост спикера юридически наделил Рустама Эмомали статусом второго человека в стране.
Итоги президентских выборов в Таджикистане
Осенью в Таджикистане состоялись очередные президентские выборы. Из 8 кандидатов до финишной прямой дошли только 5. С подавляющим отрывом от всех конкурентов в 5-й раз победил действующий глава государства Эмомали Рахмон, забронировав данный пост на следующие 7 лет.
Многие аналитики полагают, что в течение нового срока Рахмон инициирует процесс передачи полномочий в руки вышеупомянутого Рустама Эмомали. Однако сценарий транзита власти может быть успешно реализован только в условиях социально-экономической стабильности, чего пока в Таджикистане не наблюдается. Пандемия вносит свои коррективы, с последствиями которых придется бороться в условиях, когда возможности для этого крайне ограничены.
Некоторые эксперты считают, что палочкой-выручалочкой для неустойчивой экономики Таджикистана может стать вступление в ЕАЭС.
ЕАЭС ли бы да кабы: почему Таджикистан все думает, а Узбекистан действует
Если раньше номинальным препятствием для этого было отсутствие прямого коридора в Россию, то сейчас, когда соседний Узбекистан вошел в состав организации в качестве наблюдателя, властям республики следует форсировать усилия по интеграции.
Крутое валютное пике в Таджикистане
Ещё одним краеугольным камнем для Таджикистана в 2020-м стала иностранная валюта. А точнее - ее нехватка.
Против страны сыграл ряд факторов. Закрытие авиасообщения из-за пандемии оставило без дела трудоспособное население Таджикистана, которое ежегодно тысячами уезжает на заработки в другие страны и поддерживает благосостояние семей через денежные переводы. Коронавирус в буквальном смысле закрыл "золотую жилу", лишив республику мигрантских финансов.
Вишенкой на валютном торте значится отрицательный на протяжении 20 лет торговый баланс, который также препятствует поступлению иностранных денег в страну. Простыми словами, Таджикистан отдает за рубеж "зеленую" валюту, чтобы закупить продовольственные товары и топливо. В этом году импорт превысил экспорт почти в два раза, что неудивительно, ведь в условиях пандемии Таджикистану практически некому было поставлять товар - в такой ситуации каждый обеспокоен потребностями своего населения. Цены поднялись, а рядом сигналила инфляция...
Все это вызвало резкое обесценивание таджикской валюты. Если в начале 2020-го доллар можно было купить за 9,69 сомони, то в декабре пришлось раскошелиться до 11,3 сомони. Такая тенденция спровоцировала увеличение госдолга, который, по данным Всемирного банка, почти добрался до опасной отметки в 40% ВВП. Теперь Таджикистан рискует быть признан некредитоспособным, а значит, уйти с хорошего счета у иностранных заемщиков.
Падение сомони автоматически привело к сокращению госбюджета на 2021-й в долларовом выражении. Денег на здравоохранение, образование и так далее было выделено больше, чем в 2020-м, но на самом деле по факту оказалось меньше в переводе на американскую валюту. В карманах у рядовых граждан тоже стало меньше денег. Покупательская способность населения снизилась, как и уровень продовольственной безопасности.
По данным Всемирной продовольственной программы (ВПП ООН), 47% жителей Таджикистана живут менее чем на 1,33 доллара в день, а около 30% хронически недоедают. Из-за невероятного скачка цен сегодня многие семьи могут позволить на зарплату только товары первой необходимости и при этом не самого лучшего качества.
Таджикистан столкнулся с проблемами продбезопасности из-за COVID-19
Справедливости ради стоит перечислить важные события, которые должны были занять место в данном рейтинге, но из-за пандемии так и не произошли. Среди них - открытие самой большой мечети в Центральной Азии (ждет верующих еще с осени 2019 года), запуск нового завода "ТАЛКО Голд", введение в эксплуатацию третьего агрегата Рогунской ГЭС, и старт работы нового нефтеперерабатывающего завода в Дангаре. Последний торжественно открыли, но с нефтью возникли проблемы. Перепись населения состоялась, но ее практически полностью затмили президентские выборы из-за совпадения по датам.