Кушанский мираж среди гор: каким было легендарное царство древнего Таджикистана

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкСолнечное затмение
Солнечное затмение - Sputnik Таджикистан, 1920, 11.02.2022
Подписаться
Таинственное племя кушан вобрало в себя культуру греков, язык иранцев и буддийскую веру. Они сошли с мировой арены, оставив после себя множество загадок и, возможно, подарив восточным персам этноним "таджики"
ДУШАНБЕ, 11 фев — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Во II в. до н. э. с запада современного Китая в Центральную Азию вторглись кочевые ираноязычные племена, которые в китайских источниках известны как большие юэчжи или тохары.
Из Поднебесной они были вытеснены гунами и поэтапно с 174 по 129 гг. до н. э. стали продвигаться на запад в Центральную Азию. Китайские авторы сообщают, что юэчжи победили правителя народа сэ (саки-скифы), заставив их уйти с территорий Семиречья и Тянь-Шаня на Памир. Первоначально юэчжи-тохары создали свои ставки в городах Согда и Ферганы. Позже они переместились южнее на правобережье Амударьи-Вахша в бывшие греко-бактрийские города на территории современных Таджикистана и Узбекистана.

Где осели пришельцы из Китая

Столица кочевников Ланьши, где находилась ставка юечжийского правителя, по мнению российского востоковеда Людмилы Боровиковой, располагалась на территории современного таджикского города Шахринау (в 40 км от Душанбе). Предварительное археологическое изучение городища показало, что это был очень крупный для своего времени город с высокими стенами, ориентированными по сторонам света протяженностью 7 км. Стены через каждые 25 метров разделяли монументальные башни.
Великий щит таджикских гор: как в древности охранялся путь из Памира в Китай
Археологами также были найдены великолепные каменные колонны с пышными капителями, в узоры которых были органично вписаны фигурки людей и крылатых грифонов - отражение местной мифологии. Увы, интенсивное строительство дорог и каналов в 1950-60-е годы не позволило детально изучить древний город, и большая часть его уничтожена. К древним тохарским городам следует отнести и поселение на месте нынешнего Душанбе, возникшее в III в. до н. э. Здесь исследователями были выявлены следы города с жилыми, хозяйственными строениями, древним некрополем, ремесленным и ткацким производством.
© М.МамадназаровНаходки на месте раскопок кушанских городищ
Находки на месте раскопок кушанских городищ - Sputnik Таджикистан, 1920, 11.02.2022
Находки на месте раскопок кушанских городищ
Освоив новые земли, кочевники из Китая постепенно превращаются в оседлый народ, поддерживая сложившийся до них городской образ жизни. Позже юеджи-тохары, объединившись с родственными им восточноиранскими племенами саков, дахов, асиев, перешли через Вахш и Амударью на север Индостана. Огромный союз, включавший в себя пять племен, позже получил название одного из них - кушаны, вероятно, в честь представителей царской династии.
Заняв территорию слабеющей Греко-Бактрии, кушаны с I в. до н. э. по III в н. э. создали мощную империю, успешно противостоящую Риму, Ирану и Китаю. Столичным городом кушанского царства был сперва Балх, затем Паталипутра - современный Пешавар.

Веротерпимый мир кушан

Но чем же занимался древний загадочный народ? Судя по всему, тохары жили за счет интенсивной торговли на Великом шелковом пути. Таким образом, пришедшему из Китая в Центральную Азию народу удалось объединить достижения предшественников и создать на захваченной территории уникальное общество, в котором объединились греческие, сакские, иранские и индийские элементы.
Имена первых кушанских царей на монетах чеканились на манер их предшественников греко-бактрийцев и точно повторяют титулы древних греков basileus basileōn kanēškou "Царь царей Канишка". Правда, со временем Канишка I - самый известный представитель династии - отказывается и от индийских, и от греческих титулов, официально декларируя свою принадлежность к иранскому миру.
На монетах он именуется как Шаонано Шао "шахиншах", "царь царей". Так же звались и все последующие кушанские владыки. В плане веры кушане, судя по всему, проявляли удивительную толерантность - в их пантеон входило более 30 божеств. Здесь и персидский Ахура Мазда с Митрой, и греческие Гефест, Гелиос и Геракл, и Будда с Шивой, и ближневосточная богиня Нано.
© М.МамадназаровЛегенды на монетах Кушанского царства
Легенды на монетах Кушанского царства - Sputnik Таджикистан, 1920, 11.02.2022
Легенды на монетах Кушанского царства
Однако в I в. н. э. кушаны благодаря усилиям буддийских проповедников приняли буддизм в качестве государствообразующей религии и сыграли важную роль в его дальнейшем распространении.
Отказавшись от своего кочевого прошлого в пользу оседлости, кушаны построили процветающие города в разных частях Центральной Азии на территории современного Таджикистана (Шахринау, Душанбе, храм Калаи Кафирниган), Узбекистана (Дальверзинтепа, Халчаян, Айртам) и Афганистана (храм Суркотал, Мес Айнак, Бамиан).

Были ли кочевники варварами

Задолго до создания Кушанской империи греко-бактрийские цари опасались северных соседей, считая их дикими агрессивными варварами, которые только и желают сокрушить их "цивилизованное" царство. Российский исследователь индоиранской культуры, археолог Елена Кузьмина опровергает эту оценку.
"Евразийские ираноязычные кочевники прошли длительный путь культурного развития; у них существовало организованное, дифференцированное общество, был богатый фольклор, развитая мифология, сложные космогонические представления, подобные тем, которые бытовали и у родственных им индоиранских народов", - считает Кузьмина.
Бросивший вызов Македонскому: жизнь и смерть легендарного вождя Спитамена
Уже в раннем кушанском могильнике Тилло-тепа (Золотой холм), раскопанном в Афганистане, обнаружено большое количество высокохудожественных золотых изделий, бирюзы и лазурита. Эти шедевры местных восточноиранских мастеров продолжают традиции сакско-скифского "звериного стиля", распространенного на обширном степном просторе от Поволжья до Восточной Сибири, от уральских гор до Памира и Индостана.
© М.Мамадназаров
Золотые изделия кушанских мастеров - Sputnik Таджикистан
1/2
© М.Мамадназаров
Дворец периода Кушанского царства - Sputnik Таджикистан
2/2
1/2
2/2
В Халчаяне, близ Денау, был раскопан дворец-храм, в скульптурных композициях и живописи которого отражена история тохар - юечжей - кушан. Фрески имеют большое историческое значение, поскольку они показывают придворную жизнь из ранней истории кушан, изображения официальных визитов и вооруженной конницы. Государь представлен со своей семьей и придворными. На росписях изображены иранский бог Митра на солнечной колеснице, религиозные церемонии и популярные фестивали с участием музыкантов.
Ко временам Кушанского царства относится строительство Бамианского буддийского комплекса с гигантскими изваяниями Будд, варварски уничтоженных талибами весною 2001 года.

Древний народ "ожил" спустя тысячу лет

Надписи, обнаруженные при раскопках кушанских зданий, позволили раскрыть династийную историю империи, но, самое главное, "кушаны заговорили", и мы узнали язык и письмо, которые они использовали. В знаменитой надписи Канишки говорится, что он издал указ на греческом, а затем переложил его на арийский (бактрийский), подтвердив принадлежность кушан к восточным иранцам. За шесть веков до Канишки ахеменидский царь Дарий написал на Бехистунской скале в VI в. до н. э. похожие слова: "По воле Ахурамазды вот надпись, которую я сделал. Сверх того она была [исполнена] по-арийски и на пергаменте, и на коже".
Настоящий детектив: как в Таджикистане нашли сокровища бактрийских царей
Воззвания по своему жанру сходны с царскими ахеменидскими и сасанидскими обращениями, но, в отличие от них, кушанские владыки не слишком увлекались хвалебными панегириками, здесь тексты представляют скорее деловую информацию. Письменные источники и археологические находки последних лет ставят точку на ошибочных воззрениях некоторых фольк-историков, относящих кушан и пришедших после них эфталитов к тюркам или монголам. По крайней мере, сами кушане себя такими точно не считали.
Большинство имен на их надписях носят явный иранский след: Хиргоман, Бурзмихр, Михраман, Бурзмихр-пухр, Амихраман и другие.
Не обязательно надо быть лингвистом, чтобы увидеть в кушанских надписях знакомые слова, сохранившиеся в современном таджикском языке, например, упомянутый шохиншох, fromano - "фармон" - указ, xoadēo - худо - господь, zeboa - зебо - красивый.

Куда исчезли тохары-кушане

Юеджи-тохары - кушаны, по мнению большинства исследователей, являются сакским народом, родственным тем, которые издревле обитали в Центральной Азии - Согде, Бактрии, Хорезме, Парфии и Памире. Все эти народы генетически связаны с индоарийскими предками. Римский ученный Плиний Старший в I в. писал, что саков в древности звали "арамиями", хотя неизвестно точно, имел ли он в виду "ариев", "арамейцев" или считал одних другими.
Источники перечисляют сакские племена: саки хаумаварга - "саки, почитающие хаому (священный напиток зороастрийцев)", саки тиграхауда - "саки в остроконечных (тигра-стрела) шапках", саки пара Сугдам - "саки, которые за Согдом", саки парадарайя - "заречные", сака раукки - "быстроидущие". С саками связаны названия стран и княжеств: Шугнан, Ишкашим, Шикошим.
© М.МамадназаровСкульптуры и фрески, изображающие древний народ
Скульптуры и фрески, изображающие древний народ - Sputnik Таджикистан, 1920, 11.02.2022
Скульптуры и фрески, изображающие древний народ
В целом слово sakā-kšam означало "страна саков" и относилось и к стране Сакастан в Иране, и к прозвищу главного героя знаменитого "Шахнаме" Рустама Сагази (Сакский).
Борис Литвинский убедительно доказал, что саки, кочевавшие на Восточном Памире, стали значимым компонентом формирования современных памирских народов. В V в. Кушанское государство пало под натиском пришедших также с Востока эфталитов, которые считаются родственными кушанам кочевниками.
Постепенно сако-скифские племена, стали сходить с исторической арены. Они частично перешли к земледельческому образу жизни, частично ассимилировались с восточноиранскими народами, бактрийцами, согдийцами и хорезмийцами, таджиками. Некогда принадлежавший им громадный степной простор от Восточной Европы до Сибири и Центральной Азии с VI в. стал заполнятся гуннами, тюркскими кочевниками, а с ХIII в. - монголами.

Что оставил истории древний народ

Природные факторы, горы и реки - основа жизни древних иранских народов. Вода - источник жизни для земледельцев, а горы - естественная защита от вражеских нападений. В XVIII-ХIХ вв. сельское население Центральной Азии распределялось таким образом: предгорные и горные районы с водными источниками занимали таджики, а ровные степные участки - тюркские народы.
Исключение составляло городское население, где доля таджиков была выше. Предпочтение жить в долинах горных рек способствовало сохранению восточноиранских языков - памирских, восходящих к бактрийскому и ягнобскому как диалекту согдийского языка.
Мумия собаки, найденная в Согде - Sputnik Таджикистан, 1920, 09.08.2021
Тутанхамон из Таджикистана: загадка мумии, найденной в горном Согде
По мнению ряда исследователей, даже сам этноним "таджик" произошел от времен владычества кушан в Центральной Азии, из терминов китайских и согдийских источников.
Сегодня не существует единого устоявшегося мнения о том, когда именно появился этноним "таджик". Много ошибочных толкований происходит по той причине, что сами представители народа, особенно в ХVIII-XIX вв., подчеркивали не этничность, а место происхождения: самарканди, бухори, дарвози, кулоби, худжанди.
Согдийцы, помнящие родство: как жил древний Таджикистан до прихода арабов
Можно согласиться с профессором Шарифом Шукуровым, который пишет об субэтническом индивидуализме таджиков.
"Что самаркандцу до славы Бухары, когда он вспоминает вереницы имен древнейших самаркандских царей, поэтов и богословов? Что пенджикентцу до славы Самарканда, когда он вспоминает о блеске древнего Панча, о селении Рудак, из которого вышел творец новоперсидской цивилизации поэт Рудаки? Что кулябцу до славы горделивых северян, когда он помнит о величии древнего Хутталя, - утверждает Шукуров. - Генетическая память о блистательном прошлом своей местности, своего города, селения, за многие века укоренившаяся в подсознании, влиятельнее и больше для таджика, чем объективные исторические свидетельства. Уважение к "своему", строго ограниченному локусу с его неповторимой духовной наполненностью, впитывается с молоком матери".
Однако память о самой древней истории таджиков - намного старше и Хутталя, и Рудаки, и самаркандских богословов - частично сохранилась и до наших дней. После колоссальных древних миграций на западе Китая за столетия увеличилось количество тюркских народов, с преобладанием уйгуров, и ассимиляцией оставшегося согдийско-сакского населения.
В настоящее время в Синьцзяне проживает 50-тысячный памирский народ - сарыкольцы и ваханцы, крошечный островок, живой реликт некогда обширного и могучего восточноиранского мира.
Лента новостей
0