Так ли все просто для США в Центральной Азии?

© Sputnik / Стас ЭтвешОзеро Искандеркуль, архивное фото
Озеро Искандеркуль, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 06.07.2022
Подписаться
Эксклюзив
Визит Путина в Таджикистан - доказательство того, что Москва не оставляет без внимания события, происходящие на территории Центрально-Азиатского региона
ДУШАНБЕ, 6 июл — Sputnik. На фоне продолжающейся специальной военной операции Москвы США решили, видимо, серьезно взяться за Центральную Азию.
Влияние в этом регионе было во многом утеряно Вашингтоном после спешного завершения неудачной миссии в Афганистане.
Тем более время самое что ни на есть подходящее - Россия сосредоточена на денацификации и демилитаризации Украины, в то время как весь "прогрессивный" Запад занят ее нацификацией и милитаризацией, и, наверное, как полагают в Белом доме, не очень обращает внимание на регион.
Кстати, зря они так думают, визит российского лидера в Таджикистан - лучшее доказательство того, что в Москве не выпускают из внимания событийные цепочки в ЦА.
Попытки Вашингтона найти место куда "приткнуться" начались еще в январе с неудачного государственного переворота в Казахстане. Да, пусть прямых доказательств этому нет, и никто их не стал искать, и так все очевидно.
Душанбе решает - Каспий помогает: чем завершилось азиатское турне Путина
Но одно только требование госдепа США к казахстанским властям предоставить объяснения, на каком основании была применена сила против зачинщиков беспорядков - уже о многом говорит.
С "просто" протестующими уже договаривались в 2014 году в другой стране - Украине.
Неудача не остановила Белый дом, в мае этого года с масштабным турне по центральноазиатским странам прокатился специальный помощник госсекретаря США Дональд Лу, раздав по пути своего следования щедрые похвалы "демократическим" преобразованиям и обещания, а также заверения в искренней заинтересованности в стабильной Центральной Азии.
Его поездка - это дипломатическая часть усилий США в повышении уровня своего присутствия в регионе. Следом за Лу в бой пошла "тяжелая" артиллерия - по региону прокатился новый главком центрального командования США генерал Майкл Эрик Курилла.
Общим местом у двух визитов стал тот факт, что никто из них не удосужился обмолвиться о роли США в текущей обстановке в Афганистане, которая аукается всем в этой части света.
В чем сила России: названы два главных козыря страны против санкций
В зону ответственности Курилла теперь входит и ЦА. Основное беспокойство генерала вызывает, как он признался, отсутствие широких разведывательных возможностей после оставления американцами Афганистана.
Причем он откровенно говорит об этом, сетуя на нежелание местных силовых структур делиться со Штатами данными, которые у них, несомненно, есть. И это тоже вполне объяснимо.
Во многом нынешняя далекая от спокойствия ситуация на южных границах Узбекистана и Таджикистана - это заслуга именно США. Уходя с этой территории, американские военные оставили в стране огромные объемы техники и вооружения.
Но и это еще полбеды, если раньше у ближайших союзников России в регионе была одна проблема - это талибы и "Аль-Каида"*, то теперь к ним в качестве "приятного" бонуса присоединился еще и "Исламское государство" (ИГИЛ)*.
И если с талибами власти Ташкента и Душанбе начинают привыкать жить по соседству и даже как-то взаимодействовать, то вот что им делать с новой экстремистской нечистью, они себе не представляют. Зато это очень хорошо делают США.
Отступление из Афганистана - не самая блестящая операция американцев - лишила Вашингтон многих разведывательных возможностей в регионе. А их отсутствие - это потеря рычагов влияния не только на саму республику, но и на соседние государства - партнеры России, в том числе на ненавистный Вашингтону Иран.
Россия готовит большие перемены для Афганистана
Вот и получается, что налаживание контактов по линии специальных служб очень необходимо Белому дому. В первую очередь американская администрация желает стать снова кукловодом на центральноазиатской арене.
Сделать им это будет проще, обладай они более-менее достоверной информацией о ситуации в ИРА, в том числе информацией о межплеменных взаимоотношениях в полосе пуштунских племен и данными о состоянии взаимодействия внутри недавно сформированного квазиобразования - Высшего совета национального сопротивления.
Поскольку внешняя политика США, как правило, не предусматривает конструктивности и реального партнерства, то ожидать от Америки, владей они такой информацией, можно только приграничных конфликтов для Пакистана, Ирана, Узбекистана и Таджикистана. В случае с последним расхлебывать последствия конфликта придется России и ее 201-й военной базе.
По итогам своего визита Курилла поделился планами на ближайшее будущее в отношении тактики действий Вашингтона в Центральной Азии. План один - минимизировать влияние России в регионе или, как выразился американский генерал: "уравновесить".
А вот добиваться этого генерал намерен через политику "мелких инвестиций".
Такое США уже проворачивали в начале 2000-х в соседних с Афганистаном республиках. Поэтому в этот раз такой прием вряд ли будет эффективным. Об этом уже говорит экспертное сообщество: местные власти недовольны ни объемами инвестиций, ни тем, что они направлены только на интересующий США участок - затыкание каких-то дыр в приграничных с ИРА районах.
Угроза для ЦА и признание талибов: резонансные заявления Кабулова
Речь идет о строительстве пограничного пункта в Таджикистане, спонсируемом Вашингтоном, и о поставках патрульных катеров Узбекистану, и прочей военно-полевой мелочи.
Что касается минимизации участия России в региональных делах, то, увы, это дело гиблое. Во-первых, остаются многие нерушимые социокультурные связи, оставшиеся со времен Советского Союза, во-вторых - нет у американцев реальной альтернативы российскому рынку труда, столь любезно распахнутому трудовым мигрантам.
Есть еще и третий нюанс - руководство центральноазиатских стран прекрасно осознает, что размер инвестиций со стороны США не сможет никоим образом компенсировать отсутствие РФ ни в экономическом, ни в военно-политическом плане.
Не стоит забывать, что Москва зачастую играет роль негласного арбитра в этом регионе.
Очередной заход Вашингтона на арену может очень насторожить и другого регионального игрока - Китай, имеющего общие границы с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. И ему совсем не выгодно активное присутствие такого соперника в регионе.
Сергей Лавров: Россия - Центральная Азия. 30 лет на пути дружбы и сотрудничества
Поэтому поездки и Лу, и Курилла по странам региона - это не более чем декларация несбыточных намерений США. Потому что все видят, что стало с оставленным Афганистаном, все видят Пакистан, погрязший в омуте острейшего политического кризиса, одним из режиссеров которого стал уже упомянутый американский внешнеполитический "турист" - Дональд Лу.
Зря потратили деньги на дорогу. И между прочим, не личные, а деньги американских налогоплательщиков, и так страдающих от высокой инфляции, цен на бензин и безумных решений самого странно-старого президента за всю историю этой Америки.
* Запрещенные в России и Таджикистане террористические организации.
Лента новостей
0