ДУШАНБЕ, 17 апр — Sputnik. Встреча Эмомали Рахмона и Владимира Путина должна определить параметры долгосрочного взаимодействия России с Таджикистаном, считает научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.
Запланированный к подписанию 17 апреля пакет из 15 документов откроет возможности для широкого взаимодействия и наращивания промышленной инфраструктуры бизнеса двух стран. Только в 2019 году планируется дополнительно привлечь в экономику Таджикистана около 3,5 миллиарда рублей в виде прямых российских инвестиций.
При этом главный рефрен визита Рахмона в Москву – социально-экономическая модернизация Таджикистана через систему среднего образования и подготовки рабочих специальностей.
Инвестиции в образование и развитие общества
Сегодня мы определенно имеем дело с попыткой двух столиц расширить промышленно-интеграционные связи, как усиливая те новые линии, которые возникли в последние года, так и, отчасти, те, которые сохранились спустя 30 лет после распада Советского Союза.
Таджикистан и Россия находятся в своеобразном симбиозе – мы имеем взаимообусловленные экономические системы, несмотря на разницу в потенциалах и несопоставимых объемах экономики.
Часто приводят цифры объема денежных переводов таджикистанских мигрантов из России – около 30% ВВП республики. Однако надо учитывать и тот вклад, который эти люди делают в российскую экономику, не всегда имея справедливую оплату труда и качественные условия для безопасной и полноценно обеспеченной правами деятельности в российском строительстве, коммунальном хозяйстве, транспортной отрасли.
Одна из тем повестки переговоров связана как раз с обеспечением организованного и контролируемого рекрутинга таджикских специалистов в различные сферы бизнеса российских компаний: в 2018 году с рабочими целями Россию посетили около 790 тысяч граждан Таджикистана.
Сверх этого числа около миллиона человек не обозначали цели своего визита, соответственно их трудовая деятельность находилась в "серой зоне", являясь как предпосылкой недобросовестных действий со стороны работодателя, так и поводом применять к ним административные санкции со стороны властей. Есть ли выход из этой ситуации?
Модельным для российско-таджикистанских отношений стало уникальное в своем роде межгосударственное соглашение, ратифицированное ранее Узбекистаном и Россией, по вопросу организованного набора и привлечения узбекских граждан на российский рынок труда.
Оно предусматривало возможность комплексной подготовки специалистов, создание сети специализированных рекрутинговых агентств для информирования потенциальных мигрантов о возможности трудоустройства, целевой подбор российским работодателем кандидатов на трудоустройство. Собственно, соглашение между министерствами труда России и Таджикистана, подписанное в ходе визита Владимира Путина в Душанбе в феврале 2017 года, предусматривало именно такую логику взаимодействия, но пока не получило полноценного развития. Нынешний визит Рахмона в российскую столицу более детально определит параметры координации в этой сфере, правила взаимодействия на рынке труда.
Нужно понимать, что России нужны не чернорабочие, а квалифицированные специалисты, профессиональная и разноплановая подготовка которых должна начинаться со школьной скамьи. В разных сферах экономики России, от промышленности до коммунального хозяйства, транспорта – повсеместно растет механизация труда.
Обеспечить качество подготовки будущих таджикских специалистов призван новый уникальный проект строительства пяти русскоязычных школ, которые будут возведены на средства России в различных регионах Таджикистана. В целом предполагаемый объем российских инвестиций в образовательные программы в Таджикистане, включая инфраструктуру, в течение пяти лет составит около 6 млрд рублей.
Достаточно уверенное развитие
Российские проекты модернизации не обладают в Таджикистане прежней монополией. Кроме влияния КНР в сфере горной металлургии и финансах, здесь присутствуют интересы Индии, Японии, некоторых стран Евросоюза. Иными словами, Душанбе имеет возможность выбирать – и в плане модели реформ, и в плане технологий. Москве, в свою очередь, необходимо находить баланс интересов и координировать усилия в точках взаимодействия: например, инвестиции КНР в алюминиевую промышленность Таджикистана увеличивают объем закупок российского глинозема и дополнительного оборудования для Talco.
Несмотря на объективные трудности постсоветского становления, Таджикистан достаточно уверенно развивается. В отчете Азиатского банка развития темп прироста экономики республики прогнозируется на уровне 7% в 2019 году и 6,5% в 2020 году. Согласно стратегии развития Таджикистана, до 2030 года планируется сохранить темпы на уровне 7-8%, увеличить ВВП страны в три раза, снизить в два раза уровень бедности.
В рамках этой стратегии Россия продолжит играть решающую роль в развитии экономики Таджикистана.
С точки зрения усиления евразийских балансов, Москва будет координировать свою работу по модернизации Таджикистана с Астаной и Ташкентом, учитывая, что проекты в различных сферах экономики оказывают мультипликативный эффект на потенциал ЕАЭС в целом.
На протяжении последних лет основными внешнеэкономическими партнерами Таджикистана после России являются Казахстан (доля в общем объеме товарооборота около 20%), Китай (около 15%), Турция (около 9%), Узбекистан (3%-4%). То есть мы имеем дело с группой, которая выстраивает сопряженные экономические усилия в макрорегионе Центральной Азии.
Участник ЕАЭС по содержанию
В частности, основной объем железнодорожных и автомобильных грузоперевозок Таджикистана проходит через территорию соседнего Узбекистана, и Душанбе планирует расширить транспортные возможности и связать свою территорию с со всеми соседними государствами качественными автомобильными и железнодорожными магистралями, увеличивая объемы грузоперевозок, прежде всего – с государствами-членами ЕАЭС.
Если учитывать, что энерговооруженность республики возросла после ввода в строй первой очереди Рогунской ГЭС, республика получает хорошие возможности как для промышленного развития, так и расширения экспорта по перспективным редкозмельным и цветным металлам (золото, серебро, медь, олово, уран и др.) для современной электронной промышленности.
Есть ли необходимость Таджикистану формально оформлять свое членство в ЕАЭС? Конечно, от формального вступления есть свои положительные эффекты. В то же время Таджикистан и так развивает свои отношения с Россией и другими государствами ЕАЭС, не ведя сложные и не всегда очевидные дискуссии по тарифам, стандартам, квотам поставок продукции, прочим проблемам, которые составляют содержание работы Евразийской экономической комиссии.
По факту Душанбе развивает модель сочетания ЗСТ СНГ с экономическим блоком ЕАЭС. Это взаимодействие осуществляется по следующим параметрам:
- создание сквозных, взаимосвязанных производств в области хлопковой и аграрной переработки;
- развитие систем связи и цифровых коммуникаций;
- поддержание общего рынка труда, включая подготовку кадров;
- создание условий для развития на рынках двух стран малого и среднего бизнеса.
Сельское хозяйство, текстиль, туризм
Кстати, слаженные механизмы экспорта в РФ сыграют положительную роль в укреплении позиций Таджикистана в рейтинге Doing Business. Рост агросектора также влияет на интерес Душанбе к продукции специального машиностроения. Росссельхозмаш намерен увеличивать поставки в республику уборочной техники.
Нынешний визит президента Таджикистана в Россию определит и параметры дальнейших инвестиций в текстильную отрасль страны, осуществляющую глубокую переработку хлопкового волокна. В республике ежегодно собирают около 400 тысяч тонн хлопка, до 90% которого экспортируется в виде волокна. Новые предприятия будут производить готовую продукцию на экспорт: в России существенный потенциал рынка текстиля, от спецодежды до специального текстильного полотна для дорожного строительства.
Еще одно направление взаимодействия с Таджикистаном – туризм. Россия будет инвестировать в развитие международного альпинизма и охоты, создание курортно-санаторных комплексов на базе редких по составу минеральных и термальных источников и лечебных грязей.
В целом российские инвестиции в промышленность, аграрную сферу, транспортную инфраструктуру, телекоммуникации и банковский бизнес Таджикистана повлияют на развитие всего комплекса социально-экономической жизни страны: это не только новые рабочие места, но и качество отношений в обществе, новые стандарты в образовании, здравоохранении, культуре.