ДУШАНБЕ, 20 мар — Sputnik. В Москве прошла конференция расширенной "тройки" по урегулированию ситуации в Афганистане.
По итогам встречи в Москве Россия, США, КНР и Пакистан призвали талибов воздержаться от нападений в весенний период и снизить уровень насилия в стране.
Каких результатов достигли участники встречи, как она повлияет на афганский мирный процесс, почему заявление спецпредставителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова о создании переходного правительства вызвало критику в Афганистане, является ли план США навязыванием чужой воли афганскому народу, кем является Пакистан Афганистану в деле мирного урегулирования, рассказал экс-президент Афганистана Хамид Карзай в эксклюзивном видеоинтервью Sputnik Афганистан.
Sputnik: Каковы самые важные результаты встречи "расширенной тройки" с участием делегации из Кабула и талибов?
Карзай: Их несколько. Во-первых, крупнейшие страны мира - Пакистан, а также две дружественные Афганистану страны, Турция и Катар, участвовали в этой встрече. Это означает сотрудничество по Афганистану между крупными державами и друзьями ИРА, что является важной основой мира и благополучия Афганистана.
Во-вторых, афганцы смогли приехать в Москву, деятели страны и талибы имели возможность выразить свои мысли, взгляды, пообщаться с международным сообществом.
В-третьих, это совместное заявление трех крупных мировых держав, Пакистана, где подчеркивается стремление к миру в Афганистане. Это свидетельствует о сотрудничестве и взаимопонимании между крупными державами по афганскому вопросу. Принимая во внимание все эти три пункта, встреча была очень важной.
Благодарю Россию и российский народ за проведение этой встречи, а также конференций 2018-2019 годов. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в своем выступлении говорил о свободном, независимом Афганистане, за что ему огромная благодарность. Это большая помощь.
Sputnik: Утром вы встречались с талибами. Поделитесь, пожалуйста, деталями встречи.
Карзай: Это была очень дружеская встреча. Мы посидели, обсудили вопросы.
Sputnik: Вы говорили о будущем устройстве?
Карзай: Мы не обсуждали этот вопрос. Нашим общим желанием было установление мира.
Sputnik: Почему, на ваш взгляд, переговоры в Дохе зашли в тупик?
Карзай: Переговоры не зашли в тупик, они продолжаются. Конференция в Стамбуле не прекратит усилия в Дохе, а усилит их.
Sputnik: Вы поддерживаете создание переходного правительства, о котором сказано в проекте США по мирному урегулированию?
Карзай: Мы должны стремиться принести мир в Афганистан. Это чаяние афганского народа. Если талибы готовы войти в состав нынешнего правительства, как его не назови, мы будем рады. Это облегчит дело, и мы быстро достигнем того, чего хотим.
Если же талибы не согласятся и захотят чего-то иного, обе стороны обсудят [предложение талибов] и придут к согласию, которое поддержит народ, то мы готовы согласиться на оба варианта на благо мира в Афганистане.
Sputnik: Почему план мирного урегулирования предложили США, а не делегация переговорщиков от правительства, которая около 6 месяцев находится для этого в Дохе?
Карзай: США - одна из сторон конфликта в Афганистане, они воевали в нашей стране. Есть еще Пакистан, который вчера также принимал участие во встрече. США хотят мира. Так же сильно, как мы выступали против войны США, против бомбардировок домов афганских мирных жителей силами США, против их действий, так же сильно мы поддерживаем их усилия в мирном процессе.
Sputnik: Кабул, талибы, народ Афганистана заявляют, что афганцы сами должны решать свою судьбу и договариваться о будущем своей страны. То же самое заявил Сергей Лавров на открытии встречи "расширенной тройки", добавив, что любые навязываемые извне рецепты просто недопустимы. Вы не считаете, что план США - это навязывание и вмешательство в афганский мирный процесс?
Карзай: США хотят помочь мирному процессу, и мы должны использовать эту возможность. По всем пунктам я поддерживаю слова Лаврова. Каждый народ должен сам принимать решения. Это как раз был один из спорных моментов с США. Так как они хотят мира, мы будем содействовать их усилиям. Именно поэтому встреча "тройки" стала прекрасным началом сотрудничества крупных мировых и региональных держав для установления мира в Афганистане.
Sputnik: Господин Карзай, я задаю этот вопрос, потому что месяц назад спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов в интервью Sputnik Afghanistan заявил, что на первом этапе примирения подходящим вариантом для конфликтующих сторон будет создание переходного коалиционного правительства. Это заявление критиковали в Афганистане. Звучали слова о вмешательстве России в мирный процесс. После этого Халилзад, спецпредставитель США по Афганистану, во время визита в Кабул передал проект мирного урегулирования по Афганистану, о котором все узнали от афганских политиков и афганских СМИ. Почему в Афганистане критикуют заявление Кабулова и поддерживают готовый проект США, в котором предполагается создание того же самого коалиционного переходного правительства?
Карзай: Основной принцип нашего сотрудничества со странами-участниками мирного процесса, друзьями Афганистана, которые желают помочь, - это поддержка их усилий во всех смыслах. Особенно мы ценим и подтверждаем усилия России, которая провела с ноября 2018 года в Москве 4 встречи, где и талибы, и правительство, и другие представители (афганского общества) смогли выразить свои взгляды. И это подтверждение усилий России по достижению мира в Афганистане и созданию безопасной атмосферы независимости и национального суверенитета.
Sputnik: Так почему в Афганистане слова Кабулова о коалиционном переходном правительстве критиковали, а проект США о таком же правительстве - нет?
Карзай: Кто критиковал Кабулова?
Sputnik: Например, в парламенте, говорили, что это вмешательство в дела Афганистана.
Карзай: Кабулов сделал очень много на благо Афганистана, начиная с 2018 года и до сегодняшнего дня. Он совершает поездки по региону, постоянно контактирует с Халилзадом. Мы очень ценим старания Кабулова и видели вчера хороший результат в заявлении "тройки".
Sputnik: Но в письме Энтони Блинкена сказано, что сторонам необходимо рассмотреть проект, высказать свое мнение о нем и финализировать мирное соглашение на международной конференции в Турции. Это не навязывание воли чужой страны афганскому народу?
Карзай: Нет, нет. Мы сами все сделаем, народ Афганистана сам все сделает. А это просто предложение США, и это вовсе не значит, что мы его примем с закрытыми глазами. Мы изучим проект и посмотрим, есть ли у других стран мнения, взгляды, проекты.
Карзай: Нет, нет. Мы сами все сделаем, народ Афганистана сам все сделает. А это просто предложение США, и это вовсе не значит, что мы его примем с закрытыми глазами. Мы изучим проект и посмотрим, есть ли у других стран мнения, взгляды, проекты.
Sputnik: Я смотрела документальный фильм об Афганистане с вашим участием. Вы говорили, что в политике нет постоянных друзей и постоянных врагов. Враги и друзья меняются в зависимости от внутренней ситуации в стране, регионе и мире. Сегодня, в той ситуации, в которой находится Афганистан, Пакистан - это друг или враг? Ведь бытует мнение, что мира в Афганистане только переговорами не достичь, что Пакистан поддерживает талибов, и война навязана извне. Вы обсуждали эти вопросы с Пакистаном?
Карзай: Это наш брат, наш друг. Мы никогда не назовем врагом нашего соседа, с которым у нас глубокие связи, который в последние десятилетия принял с распростертыми объятиями афганцев. С народом Пакистана у нас добрые, хорошие отношения. У нас есть жалобы на политику пакистанского правительства, которая привела к укреплению экстремизма.
Мы обсудили это со спецпосланником Пакистана Садиком после встречи "тройки" за ужином. Присутствовали также Кабулов, Халилзад, представители Турции. Это была теплая дружеская беседа. Мы выступаем за решение проблем между Афганистаном и Пакистаном, за дружественные отношения.
Мы стремимся решить афганский вопрос двумя путями. Первый - межафганское соглашение между нами, афганским народом и талибами. Второй - вопрос согласия между крупными державами по сотрудничеству в Афганистане. Мы стремимся к этому и добьемся результата.