ДУШАНБЕ, 24 мая – Sputnik. Российская певица родом из Таджикистана Манижа неоднократно заявляла о том, что ее бабушка была одной из первых восточных женщин, которая решилась снять паранджу.
Но при этом стало известно, что у певицы был еще и выдающийся дедушка по материнской линии о жизни и заслугах которого можно снять увлекательный исторический фильм.
Родной дед артистки Тоджи Усмон одна из самых известных фигур советского Таджикистана 1930-1960-х годах прошлого века.
Sputnik Таджикистан выяснил, что он имеет не только впечатляющую родословную, которая восходит к великому персидскому поэту шейху Камолу Худжанди, но и секретные страницы биографии советского прошлого.
Для многих жителей Таджикистана имя Тоджи Усмон ассоциируется с его работой журналистом, писательской деятельностью, но мало кто знал, что помимо этого он также был членом службы безопасности "большой тройки" на Тегеранской конференции.
Писатель под прикрытием
Тоджи Усмон родился 12 июля 1906 года в селе Унджи Худжандского района (ныне Бободжонгафуровский район) в семье дехканина. Сначала окончил Бухарское сельскохозяйственное училище, а в 30-х годах факультет журналистики Среднеазиатского университета имени Ленина в Ташкенте.
Был редактором газеты "Тоджикистони сурх" (ныне "Джумхурият"), затем главредом газеты "На пути Ленина" (ныне "Худжанд" в Бободжон-Гафуровском районе).
Как рассказал Sputnik Таджикистан внук Тоджи Усмона, школьный учитель истории в городке Унджи Анвар Усмонов, его дед даже попал в 34-м под "партийную чистку" по приказу Сталина в присутствии Шириншо Шохтемура, лидера Таджикистана того времени.
Попытка осудить его за связь с басмачами ни к чему не привела, но несмотря на это избежать заключения не удалось. Он пробыл за решеткой два года.
Вопреки этому факту биографии дальнейшие должности Тоджи Усмона свидетельствуют о том, что он был успешно реабилитирован властями и в 1944-м по приказу Наркомата обороны отправился в командировку на Закавказский фронт для работы в Иране, где был еще и исполнительным директором ираноязычной газеты.
Другой представитель большой династии семьи историк, 71-летний Абдукодир Нурматов рассказал, что Тоджи Усмон перед самой смертью рассказал ему о своей чекистской деятельности.
"Мой дед входил в советскую команду из 11 человек, которая вместе с иранскими властями отвечала за организацию встречи лидеров "большой тройки" - Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране", - добавил Нурматов.
В Таджикистане никто не знал о закрытых страницах жизни Тоджи Усмона и многие факты были неизвестны даже родственникам.
По рассказам внуков, дед был вынужден уйти с секретной службы в 1951-м, после того, как заболел диабетом и вернулся к редакторской деятельности и стал работать в известном сатирическом журнал "Хорпуштак" ("Еж").
Две семьи в жизни Тоджи Усмона
Дед Манижи успел оставить после себя десятки произведений литературы, среди которых сборники рассказов, а также монументальный труд "Двадцать три писателя" - первое издание в таджикской литературе, посвященное поэтессам персидской и таджикской литературы.
В личной жизни у дедушки Манижи также были остросюжетные любовные повороты.
Тоджи Усмон был в браке несколько раз: впервые он женился на бухарской девушке, которая была старше его почти на 10 лет. Двое сыновей от первого брака трагически погибли еще в самом детстве, но потом родились еще двое - мальчик и девочка (Аскар и Хабиба).
Еще одной важной женщиной в жизни писателя стала еврейка Капитолина Богомолова, в отношениях с которой не было детей.
И только во второй половине 50-х годов Тоджи Усмон вновь женился на девушке из Худжанда Эргашой Сангиновой - бабушке Манижи. У пары родились двое детей: Акмал (1958) и Наджиба (1960).
Кроме того, интересно и то, что по словам Анвара Усмонова, Тоджи Усмон и Манижа не единственные члены семьи, прославившиеся далеко за пределами.
Их предки жили в районе Шейх Камоли в Худжанде и возможно принадлежат к знатному роду.
"Старейшины говорили, что наше поколение доходит до истоков поэта Камола Худжанди (ред.- XIV век). У нас был еще один дедушка по имени Мухаммадризо Мударрис, он был одним из самых известных интеллектуалов Худжанда второй половины XIX века", - отмечает Акмал и добавляет, что возможно талант Манижи тоже наследственный.
Тоджи Усмона не стало в 1968-м в возрасте 66 лет, но перед этим к нему в Худжанд успели приехать великие таджикские писатели Мирзо Турсунзаде, Рахим Джалил, Сотим Улугзаде, Боки Рахимзод и многие другие видные деятели Таджикистана.
Внук Абдукодир Нурматов рассказал, что в день смерти он нашел в кармане деда листок бумаги, на котором было написано завещание, где Тоджи Усмон попросил похоронить его на холме Рухаки рядом с селом Унджи.
Сейчас там разбили небольшой сад в память о таджикском писателе.