ДУШАНБЕ, 20 июл — Sputnik, Никита Чикунов. Первые три месяца 2021 года показали тревожную тенденцию для традиционно зависимого от денежных переводов трудовых мигрантов Таджикистана – объемы поступлений из России в республику существенно снизились.
Какие риски для экономики республики создает этот спад и как долго он продлится – выяснял Sputnik.
Переводов стало меньше
В первом квартале нынешнего года денежные переводы трудовых мигрантов из России в страны СНГ заметно снизились – на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, до $1,85 млрд. Об этом свидетельствуют данные Центробанка РФ.
Сильнее всего сократились переводы в Туркменистан – на 87,5% (до $0,1 млн), Молдову – на 50,6% (до $44,8 млн) и Таджикистан – на 37,3% (до $224,9 млн). Меньше денег мигранты стали отправлять на Украину, в Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армению.
Единственным государством ближнего зарубежья, продемонстрировавшим положительную динамику, стал Узбекистан. За год переводы в республику выросли на 12,4% — до $680,4 млн.
Несколько иная картина складывается на основе статистических данных российских кредитных организаций, замечает исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст.
"Эти данные отражают фактические трансграничные денежные потоки, но очищенные от перевозки наличности, например, на самолетах и в поездах. Согласно ним, первый квартал 2021 года примерно соответствует первому кварталу 2020-го. За год объемы переводов в Узбекистан выросли на 27%. Уменьшение затронуло Таджикистан (-9%) и Азербайджан (-38%)", — уточняет он.
При этом нужно учитывать, что данные по переводам традиционно приводятся в долларах США. За первые три месяца нынешнего года курс российского рубля снизился на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – это обстоятельство также ухудшает общую динамику, добавляет эксперт.
Таджикистан ждет помощи от мигрантов
Переводы работающих в России мигрантов составляют значительную часть денежных поступлений в Таджикистан, поэтому любое уменьшение объемов транзакций создает риски для экономики республики, считает аналитик финансовой группы "ФИНАМ" Алексей Коренев.
По данным Национального банка Таджикистана, в 2020 году валовый внутренний продукт (ВВП) страны составил $7,3 млрд. За то же время физические лица перевели из России в республику $1,41 млрд, что составило почти 20% ВВП Таджикистана.
Важнейшее значение переводов трудовых мигрантов показали события марта 2020 года, когда поступления из РФ сократились вдвое из-за закрытия границ. Тогда президент республики Эмомали Рахмон обратился к Международному валютному фонду с просьбой о финансовой помощи.
В письме к организации глава государства указывал, что резкое падение объемов переводов привело к росту безработицы в Таджикистане и обесцениванию национальной валюты по отношению к доллару приблизительно на 5%.
"Финансовый рынок в Таджикистане развит слабо, поэтому главным фактором в формировании курса национальной валюты являются именно переводы физических лиц. Спад их объемов подразумевает давление на стоимость сомони", — объясняет заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Жаннур Ашигали.
По мнению заместителя директора российского Института стран СНГ Владимира Евсеева, в первом полугодии объемы переводов в республику не вырастут из-за усложнившейся эпидемиологической обстановки в России.
Однако по итогам 2021 года произойдет их частичное восстановление, предполагает главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров.
"России увеличение потоков трудовых мигрантов выгодно и желательно. Дополнительные потребности в рабочей силе оцениваются в 0,6–1,4 млн человек, преимущественно в отраслях, традиционно ориентированных на иностранную рабочую силу: строительство, курьерская доставка, фасовка товаров", — рассказал экономист.
Денежный поток для Узбекистана
Выбивающийся из общего тренда рост трансграничных переводов из России в Узбекистан может частично объясняться численностью трудовых мигрантов из этой страны, рассуждает Алексей Корнеев из ФГ "ФИНАМ".
С января по март 2021 года, согласно данным МВД РФ, на миграционный учет встали 638 тыс. граждан республики – это рекордный показатель среди всех стран. Ближайший конкурент – Таджикистан (393 тыс. человек). Однако в первом квартале 2020-го на учет встали 1,060 млн узбекистанцев, обращает внимание Владимир Евсеев.
"Если мигрантов из республики стало меньше, но объемы переводов выросли, то можно предположить, что средняя зарплата выросла. Вероятно, люди стали переходить на более квалифицированную работу, которую, соответственно, лучше оплачивают", — объясняет он.
По мнению Евгения Винокурова, резкий рост денежных переводов стал следствием целого набора факторов. Во-первых, сработал эффект "низкой базы": в январе-марте 2020 года переводы из России в республику сократились на 7,2%. Во-вторых, организованная трудовая миграция позволила увеличить чисто квалифицированных работников из Узбекистана в РФ.
В свою очередь, положительная динамика переводов укрепит курс сома и увеличит покупательную способность национальной валюты, указывает Жаннур Ашигали. Но ожидать экономического "расцвета" не стоит – Узбекистан в меньшей степени, чем соседи, зависит от денежных переводов (в 2020 году они составили $4,34 млрд, что равно 7,53% ВВП республики – Sputnik).
В целом, несмотря на спад, динамика денежных переводов неизбежно восстановится, говорит Павел Шуст. Узбекистан имеет все шансы сохранить достигнутый рост и даже нарастить объемы по итогам года, а остальные страны СНГ – выйти в "зеленую" зону.
"Первый квартал 2020 года по сути был допандемийным. Нынешние показатели выглядят вполне неплохо. Обычно во втором и третьем кварталах объемы переводов растут – сказывается сезонность. Поэтому реальную картину мы увидим к концу 2021 года. К сожалению, прогнозировать очень сложно из-за новых волн коронавируса – сопутствующие им меры противодействия могут сдержать динамику переводов. Но в любом случае многие мигранты остаются в России, продолжают работать и отправлять деньги на родину, поэтому драматический провал маловероятен", — резюмирует он.