ДУШАНБЕ, 2 дек — Sputnik, Алексей Юсупов. Жители республики отметили один из основных государственных праздников - День Конституции, ряд высокопоставленных чиновников лишился своих кресел, в стране дорожает все: от ГСМ и проезда в общественном транспорте до продуктов питания.
Под занавес месяца очень громко заявили о нарушении своих прав жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). В административном центре региона - Хороге - несколько дней длились митинги. Властям удалось утихомирить население, взяв на себя ряд обязательств, вопрос - надолго ли?
Об этих и других событиях, произошедших в республике за минувший месяц, в традиционном обзоре Sputnik Таджикистан.
Величайшее достижение периода независимости
Именно так охарактеризовал Конституцию Таджикистана президент страны Эмомали Рахмон, обращаясь с поздравительным посланием к согражданам 6 ноября.
По его словам, именно положения Основного Закона позволили "за сравнительно короткий исторический период восстановить конституционный строй, и в стране воцарились мир, спокойствие, политическая стабильность, национальное единство, безопасность и общественно-правовой порядок".
Глава государства особо отметил важность неукоснительного соблюдения всех статей Конституции, основываясь на процессах, происходящих в мире в настоящее время.
"Особенно в условиях противоречивой глобализации и растущих современных опасностей, вызовов, которые могут поставить под угрозу независимость и национальную безопасность нашего государства и общества, мы должны уделять приоритетное внимание соблюдению Конституции как основе политической и правовой системы страны", - подчеркнул Эмомали Рахмон.
Несколькими днями позже в республике отпраздновали День милиции. Мероприятия состоялись традиционные: прохождение торжественным маршем перед главой государства, вручение наград и присвоение новых званий отличившимся сотрудникам правоохранительных органов. Массовые акции не проводились из-за пандемийных ограничений.
Не прячьте ваши денежки
Депутаты нижней палаты парламента Таджикистана одобрили проект новой редакции Налогового кодекса республики. Согласно внесенным поправкам, число фискальных отчислений снижено с 10 до 7, подоходный налог сократили на 1 пункт (с 13% до 12%). НДС с 1 января 2022 года тоже "похудеет" с 18% до 15%, а в дальнейшем планируется сокращать его еще на 1% каждые пять лет.
По словам министра финансов Таджикистана Файзиддина Каххорзоды, документ включает в себя еще ряд нововведений, которые заработают не одномоментно, а постепенно.
Тем самым налоговики, хоть и с опозданием, но все же выполнили поручение президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который в начале года потребовал от Минфина внести поправки в документ с целью облегчения предпринимательской деятельности.
В то же время независимые эксперты, рассмотрев положения улучшенного Налогового кодекса, скептически оценили его направленность на поддержку бизнеса в стране.
"По сути, это не кардинальное обновление подвергавшейся резкой критике предпринимателей старой редакции документа, а, так сказать, "фиговый листок", стыдливо накинутый на прежние статьи. Сокращение количества налогов достигнуто за счет сведения некоторых из них в единое целое, что еще больше запутывает процесс расчета плательщика с государством", - объясняет экономист Анвар Абдуллозод.
По его словам, Налоговый комитет не уделил должного внимания многочисленным предложениям бизнес-сообщества, которое как никто другой более всего заинтересовано в четком определении правил игры между фискальным ведомством и предпринимателями.
"Налоговики рассуждают упрощенно: снизим число налогов - бизнесу станет легче. Предприниматели въедливо рассматривают каждый пункт документа, они платят свои деньги и хотят получить за них гарантии продолжения деятельности, без дополнительных навязываемых штрафов и взысканий. А такая практика, к сожалению, в Таджикистане широко распространена, налоговики могут прийти в ваш офис и предъявить недоимки, якобы имевшие место в прошлом", - говорит эксперт.
Так что бизнесмены республики пока не спешат радоваться, а с настороженностью ждут 1 января 2022 года, когда основные поправки к Налоговому кодексу вступят в силу.
Энерголимит почти не виден - темно без света
Вопреки уверениям энергохолдинга "Барки Точик" об отсутствии лимита на подачу электричества, жители регионов Таджикистана два месяца жалуются на его постоянный недостаток в своих домах. Компания объясняет сбои со светом проведением плановых профилактических работ, но их амплитуда - ежедневно, с утра до вечера, частично еще и ночью - заставляет сомневаться в искренности ведомства.
"Чтобы понять, что все эти отговорки "шиты белыми нитками", достаточно просмотреть отчеты Минэнерго. Судя по ним, выработка электричества в республике в текущем году стабильно снижается, а вот экспорт его так же стабильно растет. Отсюда вывод: общего объема производства электроэнергии на всех не хватает, приходится ограничивать самых уязвимых - собственных граждан", - говорит специалист одной из местных ГЭС.
По результатам мониторинга, уровень стока основных рек республики (Вахш и другие) в этом году сократился, что отрицательно сказалось на наполнении водохранилищ гидроэлектростанций. Соответственно, снизилось и производство электроэнергии, что вынуждает вводить лимит на ее потребление внутри страны.
"Но прямо заявить об этом энергетики опасаются, так как президент Таджикистана Эмомали Рахмон еще несколько лет назад потребовал отменить ограничения на подачу электричества жителям страны. Прибавьте к природным метаморфозам провалы в управлении энергохолдингом, участившиеся случаи воровства электроэнергии и двукратный, а местами и трехкратный износ оборудования, и вы получите ответ на вопрос, почему в республике ежегодно вводится лимит", - объясняет специалист.
Жители регионов Таджикистана, не надеясь на энергетиков, в преддверии зимы массово бросились закупать ресурсы для отопления своих домов. Это привело к подорожанию угля, цены на который выросли уже в полтора раза.
Альтернативное топливо: палочка-выручалочка или пустой прожект
В связи с продолжающимся ростом тарифов на ГСМ (почти в 2 раза от прогнозируемых), власти объявили о планируемом переходе на природный газ для заправки транспорта. Но тут возникли некоторые сложности: своих запасов в республике нет, о поставках нужно договариваться с соседним Узбекистаном. Отношения Душанбе и Ташкента в последние годы значительно улучшились, что вселяет надежду на успех переговоров.
Хотя, даже если соседи и пойдут на увеличение поставок "голубого сырья", сама инфраструктура газокомпрессорных заправок в республике давно (с 2012 года) заброшена и нуждается в восстановлении. Всего в стране их было более 50, восстановительные работы обойдутся примерно в 500 тысяч долларов на каждую. Таких средств в бюджете нет, и власти надеются заинтересовать частный капитал.
В общем, пока борьба за снижение тарифов на ГСМ сводится к трудновыполнимым проектам. Тем временем растут цены на проезд в общественном и междугороднем транспорте, дорожают продовольственные и промышленные товары, услуги и перевозки.
Возмущенный Бадахшан
Конец ноября ознаменовался массовыми акциями протеста в административном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - Хороге. Причиной их стала гибель местных жителей, по словам митингующих, от рук сотрудников правоохранительных органов.
Якобы житель села Тавдем Рошткалинского района Гулбиддин Зиёбеков вступился за сестру, подвергшуюся харассменту со стороны помощника прокурора района, и был за это убит. Тело погибшего вынесли на всеобщее обозрение в центр Хорога 25 ноября, и маховик общественного гнева начал раскручиваться.
Позже появились заявления о том, что правоохранители открыли огонь из стрелкового оружия по демонстрантам. Митингующие требовали провести объективное расследование гибели жертв, отставки главы области, вывода силовиков из ГБАО и замены их на местных жителей, ликвидации блокпостов на территории области.
"Горный Бадахшан издавна был камнем преткновения для центральных властей. Его население стоит особняком от остальных жителей республики - оно самобытно, независимо, обладает другим менталитетом, языками и даже своей религией. Памир, из-за особенностей ландшафта, труднодоступен и мало контролируем. Чтобы исправить этот перекос, власти наводнили ГБАО силовиками, уроженцами других регионов страны, что и является причиной постоянных стычек с местными жителями", - говорит политолог Зоиршо Махмадшоев.
Эксперт считает, что одной из причин эскалации могла быть отставка прежнего главы ГБАО Ёдгора Файзова, который пользовался огромным авторитетом у населения. Его место занял Алишер Мирзонабот, выходец из структур госбезопасности, экс-мэр Хорога.
К митингующим новоназначенный глава региона выходил лично, и (спустя три дня протестов в Хороге и у таджикских посольств) ситуацию удалось решить миром. Власти смогли урезонить протестующих, договорившись о совместном расследовании громких убийств и снижении числа блокпостов.
Слухи об отставке Мирзонабота не подтвердились, равно как и "стягивание войск в город" оказалось лишь отчасти правдой: войска в регионе действительно есть, но это части, переброшенные в ГБАО из-за обострения на границе с Афганистаном.