ДУШАНБЕ, 6 дек — Sputnik, Алексей Юсупов. Структура, для простоты называемая "энергокольцо", была создана в 1997 году, тогда в ее состав входили 5 стран региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Однако внутренние противоречия между участниками привели к тому, что к 2009 году ОЭС ЦА прекратила свое существование.
"В 2003 году систему покинул Туркменистан, в Ашхабаде сочли, что смогут справиться своими силами. В 2009 году их примеру последовал Узбекистан, причем причиной своего выхода Ташкент назвал систематические нарушения договоренностей и правил со стороны Таджикистана", - рассказывает энергетик Сиродж Негматзода.
После этого, продолжает эксперт, звенья той самой цепи, связывавшей энергокольцо в единое целое (ЛЭП-500), были отключены, и страны, ранее входившие в состав ОЭС, пустились в свободное плавание.
"В 2019 году центробежные тенденции, повинуясь здравому смыслу, сменились на центростремительные, и система была воссоздана, правда, в усеченном составе: Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Ашхабад и Душанбе предпочли оставаться в стороне", - объясняет Негматзода.
И вот теперь Таджикистан объявляет о своей готовности вновь стать членом клуба и замкнуть энергокольцо. Намерение потенциально позитивное, вопрос в том, удастся ли воплотить его в реальность.
"Таджикистан, безусловно, является основным поставщиком гидроресурсов для соседей по региону, особенно Узбекистана и, как недавно выяснилось, Казахстана. Но мы все помним, чем обернулся дополнительный сброс воды в засушливый период для сельскохозяйственных нужд этих стран - сокращением стока рек, питающих водохранилища ГЭС, и введением энерголимита для собственного населения", - напоминает специалист.
На заре существования ОЭС ЦА, говорит Негматзода, была договоренность: в обмен на воду Таджикистану поставлялось топливо (природный газ, нефть и уголь) по сниженным тарифам. Это позволяло пережить осенне-зимний период без ограничений на поставки электроэнергии внутри страны. Теперь же за нее предпочитают просто платить, а полученные деньги расходуются бюджетом на другие нужды.
"Прибавьте к этому изношенность системы ЛЭП-500 и установленного на реперных точках оборудования, на реконструкцию которых потребуются весьма солидные средства. Все это заставляет сомневаться в способности Таджикистана на самом деле замкнуть энергокольцо. Пока сделанное заявление о готовности войти в ОЭС ЦА выглядит скорее, как декларация о намерениях", - уверен эксперт.
С другой стороны, стать частью региональной энергосистемы сулит Таджикистану немалые прибыли, особенно после полного ввода в строй Рогунской ГЭС мощностью 3600 мегаватт. Экспортные возможности республики многократно возрастут, среднегодовая выработка станции составит от 13 миллиардов до 17 миллиардов киловатт-часов. Однако этим ее ценность не ограничивается.
Запуск Рогуна позволит продлить сроки и эффективность эксплуатации Нурекской ГЭС, водохранилище которой теряет объем из-за постепенного заиливания. Причиной тому является то, что поверхностные воды, образующие реку Вахш, составляют две третьих ее объема, что способствует попаданию в русло реки огромной массы твердых пород. За время эксплуатации их скопилось около 100 миллионов кубометров. Это чревато значительным снижением уровня выработки электроэнергии.
"Одной из важнейших проблем, разрешению которой способствует строительство Рогунской ГЭС, является то, что с возведением плотины ее водохранилища до уровня ввода в действие первых двух агрегатов, заиливание Нурекского водохранилища практически прекратится. А на сегодня в мировой практике эксплуатации таких водохранилищ, как Нурекское, альтернативных способов предотвращения этого не существует", - уверен экс-министр энергетики Таджикистана академик Международной инженерной академии Бахром Сироджев.
По словам министра промышленности и новых технологий Таджикистана Шерали Кабира, на данный момент республика использует только 5% от своего потенциала в производстве экологически чистой электроэнергии. При использовании самых современных технологий в данном процессе коэффициент может солидно подрасти. Готовность предоставить последние наработки в этом направлении уже выразила Россия.
По подсчетам российских экспертов, вхождение в единое энергокольцо позволит сэкономить порядка 10 гигаватт электричества, а это ни много ни мало дополнительные 22 миллиарда долларов. Вот только чтобы заработать эту заоблачную для Таджикистана сумму, энергетической отрасли республики придется очень сильно поднапрячься.