Таджикско-кыргызская граница: последние новости

Выжженная земля: как решить пограничный конфликт Таджикистана и Кыргызстана

Судя по последним событиям, путь переговоров и постепенной демаркации границ Таджикистана и Кыргызстана уже не так эффективно работает
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 30 янв — Sputnik. Двое убитых и более двух десятков раненых - таковы печальные итоги очередного приграничного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном, произошедшего 27 января.
Ответ на вопрос, кто первым открыл огонь, мы никогда не узнаем. Стороны традиционно обменялись взаимными обвинениями, от которых вряд ли станет легче семьям погибших.
Материальный ущерб, который еще предстоит оценить сторонам, также не компенсируется упреками.
Конфликт между двумя центральноазиатскими республиками находится в тлеющем состоянии уже не первый год.
Карта, земли, два ствола: почему пылает таджикско-кыргызская граница
Таджикско-кыргызская граница имеет протяженность около 970 км, из которых стороны за все время независимости смогли согласовать только 519 км, оставшийся спорный участок и принимает на себя все конфликты, уносящие человеческие жизни.
Причинами становятся строительные работы на спорных территориях, взаимно несогласованная установка стел и флагштоков, разногласия по поводу законности заселения спорных территорий, транзитная дорога, связывающая Таджикистан с Ворухом на территории Баткентской области Кыргызстана.
275 метров раздора: что делят Душанбе и Бишкек на спорных участках границы
Ну и наконец, свою роль играют взаимные претензии в отношении водозабора: и Таджикистан, и Кыргызстан с завидной периодичностью предъявляют свои права на воду в оросительные сезоны.
Так, в апреле 2021 г. яблоком раздора стал водораспределительный пункт "Головной". Конфликт быстро перешел в стадию вооруженного противостояния. В итоге, по данным кыргызского Минздрава, погибли 36 граждан республики, в Душанбе сообщили о 16 погибших.
Начиная с первых серьезных конфликтов 2014-го и по нынешний день, все они заканчиваются одинаково: внешнеполитические ведомства двух стран обмениваются нотами протеста, договариваются об урегулировании конфликта, создают межгосударственные комиссии, достигают договоренностей об очередном и очень срочном начале переговоров по демаркации и делимитации границы и т.д.
Мендкович: решить таджикско-кыргызский конфликт невозможно без внешнего арбитра
Произошедший вчера конфликт, как мы видим, проходит по тому же замкнутому кругу. То есть весь предыдущий горький опыт приграничных конфликтов не заставил власти Кыргызстана и Таджикистана задуматься о принципиальном изменении подхода к решению территориальных проблем.
Как говорится, а воз и ныне там: люди продолжают гибнуть, а приграничные противостояния вспыхивают вновь. Меняются только временные промежутки, градус агрессии и количество жертв.
При текущем уровне понимания имеющихся проблем и предпринимаемых властями республик действиях для их решения, этот "клубок" приграничных проблем самостоятельно им распутать уже не удастся.
Военный эксперт оценил возможное участие ОДКБ в решении таджикско-кыргызского конфликта
Создание всевозможных совместных органов по оценке ущерба, контролю за демилитаризацией на границе изжили себя как политический инструмент. Это, к сожалению, факт, подтвержденный количеством происшествий на совместной границе.
По этой причине единственным действенным средством для разрешения текущего кризиса станет только внешний арбитраж.
Введение внешнего наблюдения и контроля со стороны ОДКБ за выполнением договоренностей между властями Кыргызстана и Таджикистана по демаркации и делимитации границы кажется единственным верным решением в данной ситуации.
Здесь стоит отметить, что оба государства являются членами ОДКБ и нынешний конфликт между ними определенно "бросает тень" на организацию в целом и является дезорганизующим фактором: две страны - члены одного блока, находящиеся в состоянии перманентного конфликта, становятся слабым звеном всей организации.
Страшно смотреть: жуткие фото после войны на таджикско-кыргызской границе
Если процесс урегулирования будет инициирован именно ОДКБ и пройдет под ее контролем, то это значительно повысит шансы на успех переговоров и станет дополнительным гарантом того, что достигнутые соглашения станут реальными и будут выполняться их подписантами.
В ходе последних событий в Казахстане КМС ОДКБ продемонстрировали свою эффективность, с задачей они справились оперативно, предотвратив попытку незаконной смены власти. Это нехотя, но все же признали даже на Западе. Однако это была по большей части военная составляющая ОДКБ.
И сейчас, пожалуй, наступил тот самый момент, когда организация может реализовать свой потенциал исключительно на политико-дипломатическом поприще, выступив посредником между сторонами кыргызско-таджикского конфликта.
От скорости принятия решения в данном случае зависят судьбы людей, потому что предсказать, когда на границе двух республик опять "заполыхает", невозможно.