ДУШАНБЕ, 20 июн — Sputnik, Сергей Кузнецов. На фоне переговоров Узбекистана и ЕАЭС о вступлении в торговый союз, Таджикистан продолжает хранить молчание. Причин тому сразу несколько: и опасения за свой экономический суверенитет, и оглядка на западных партнеров, и простая осмотрительность.
Однако промедление в вопросе интеграции не приносит стране никаких дивидендов, а в будущем может лишить и возможных выгод, считают эксперты.
Не так давно таджикские и российские экономисты рассказывали Sputnik Таджикистан о реальных перспективах возможной евразийской интеграции республики.
Доктор экономических наук Ходжамахмада Умаров отмечал, что власти очень долго взвешивают все за и против, высчитывая свою выгоду.
Что касается выгод, то главные из них - это устранение таможенных барьеров для таджикских производителей на евразийском рынке, а также разрешение таджикским гражданам работать в России без получения патентов.
Снятие барьеров особенно актуально для дехканских хозяйств, которые хотели бы выйти на российский рынок, но из-за многочисленных таможенных проволочек с сертификацией и фитосанитарным контролем просто не успевают довести свой товар до прилавка.
Куда более значимый вопрос - это послабление миграционного режима и отмена патентов. И вот этого решения уже много лет с нетерпением ждут десятки тысяч таджикистанцев, регулярно отбывающих в РФ на заработки.
"После вступления в ЕАЭС условия для таджикских мигрантов будут намного лучше, что позволит увеличить объем переводов до миллиарда долларов. А деньги мигрантов напрямую идут на индустриализацию и развитие реального сектора экономики. Вот и объективная выгода", - пояснял Умаров Sputnik Таджикистан.
По его мнению, среди минусов, которые рассматривает официальный Душанбе - это потеря благосклонности стран Запада: мол, из-за членства в Евразийском союзе от нас могут отвернуться наши европейские и американские партнеры и объем финансирования с их стороны может снизиться.
Вариант довольно сомнительный, так как ни Казахстану, ни Кыргызстану, ни Армении вступление в торговый союз не помешало сохранить дружеские отношения и с Европой и с США.
Есть еще один момент, который, вероятно, тоже беспокоит власти Таджикистана - это принятие общих для ЕАЭС правил торговли и отказ от политики протекционизма.
"Конечно, придется поделиться какой-то долей экономического суверенитета, без этого никак. Но и Россия с Казахстаном - крупнейшие члены ЕАЭС, тоже делятся своим суверенитетом. Выигрыш от этого более чем заметен. От интеграции выигрывают все, это общеизвестный факт. И напротив - изолированная экономика обречена на гибель", - говорил вице-президент общественной организации "Инвестиционная Россия" Аркадий Амелин.
Он отмечал, что интеграция - самый успешный сценарий для развивающихся стран со слабой экономикой.
В противном случае экономический и политический вес государства снижается и оно подвергается экспансии соседей. В случае с Таджикистаном и большинством других стран Центральной Азии - это Китай, которому эти страны уже должны сумму, равную собственному годовому ВВП.
С этим соглашался и Ходжамахмад Умаров, приводящий как самый очевидный пример Европейский союз, где контроль над государствами со стороны общего правительства намного обширнее и жестче, чем в ЕАЭС.
В итоге Таджикистан фактически выбирает между очевидными выгодами и необоснованным страхом оказаться в убытке.
"Одна из главных наших проблем - это отсутствие прозрачных расчетов в вопросе евразийской интеграции. Власти говорят - мы должны произвести расчеты, определиться с проигрышем и выгодами. И многие выступают против вступления в ЕАЭС даже в академической среде. Но при этом никто не приводит научно обоснованных аргументов или убедительных, тщательных расчетов", - подчеркивал профессор.
Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года в Нур-Султане президентами России, Беларуси и Казахстана. Государства-члены: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь. В 2019-м о своем желании присоединиться к союзу заявил Узбекистан.
В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.