ДУШАНБЕ, 29 ноя — Sputnik. В наших гаджетах "зашито" множество цифровых услуг. Откуда они берутся, кто и как их создает?
От мечты к продукту
Проще говоря, цифровые продукты - это или воплощение мечты, или реакция на существующую потребность.
Хотя одно другому не мешает. К примеру, человек, разбирающийся в IT, может в один прекрасный момент задуматься: "А не сделать ли мобильное приложение, чтобы оно напоминало о времени полива цветов?" Потом такое mobile app пригождается и самому разработчику, и миллионам пользователей по всему миру.
Иногда ситуация прямо-таки вынуждает создать digital-продукт. Когда масса людей начала учиться онлайн, возникла проблема: а как посмотреть вебинар потом, если захочешь что-нибудь освежить в памяти?
Так появились приложения для записи с экрана смартфона. Впрочем, достаточно примеров. Главное, что все цифровые услуги так или иначе упрощают нашу жизнь. Но кто их разрабатывает?
Сам себе разработчик
Во-первых, IT-компании, для которых это является бизнесом. Во-вторых, банки, маркетплейсы, продуктовые ритейлеры - все, кому нужно продавать через интернет товары и услуги или предлагать клиентам удобный сервис. А "цифра" - это очень удобно: со смартфоном заказать товар или оплатить ЖКХ можно из любой точки. Как говорят, не вставая с кресла.
Создавать необходимые digital-продукты компании могут сами или с помощью подрядчиков. Первый путь сложнее, потому что нужно иметь собственную команду IT-специалистов, чем могут похвастаться далеко не все. Но так надежнее: ни от кого не зависишь и воплощаешь только свои замыслы. Точнее, мечты своих клиентов. Именно поэтому МегаФон Таджикистан выбрал этот путь.
По словам разработчиков из МегаФона, новые продукты запускаются, конечно, не ради галочки. Нужно, чтобы они приносили пользу клиентам: были удобны, выгодны, интересны. Изучая и удовлетворяя потребности абонентов, оператор часто становится первым на телеком-рынке Таджикистана.
Например, именно абоненты МегаФона раньше других получили возможность пользоваться IP-телевидением, удобными финтех-сервисами для безналичных расчетов, получать онлайн-консультации врачей. А суперапп "МегаФон Life" с большим арсеналом функций до сих пор не имеет аналогов в стране.
Работает команда
Маркетологи, IT-специалисты, юристы, финансисты… Что может объединять представителей столь разных профессий? Конечно, работа над digital-продуктами! Одни, как уже понятно, изучают потребности абонентов и предлагают идеи новых услуг. Другие пишут программы, разрабатывают дизайн, "прописывают" цифровые новинки в биллинговой системе, где учитывается каждое действие абонентов.
А юристы следят, чтобы условия предоставления услуги полностью соответствовали законодательству Республики Таджикистан. Так продукт проходит все необходимые этапы - от зарождения идеи, оценки перспектив и постановки технического задания до тестирования, запуска и последующего анализа результатов. Продуманная командная работа делает digital-продукт жизнеспособным и востребованным.
Есть ли различия между услугами, которые создают для больших городов и отдаленных районов? На этапе разработки - нет, потому что все абоненты компании "МегаФон Таджикистан", где бы они ни жили, должны иметь равные возможности. Но популярность того или иного сервиса действительно порой зависит от географии.
Жителей городов привлекают FinTech-услуги, они активнее посещают онлайн-кинотеатры и киберспортивный портал eSport. А в районах интересуются онлайн-образованием и телемедициной, то есть возможностью иметь доступ к тем услугам, которые не всегда представлены в небольших населенных пунктах страны.
Дополняя реальность
МегаФон Таджикистан создал, пожалуй, самую развитую экосистему цифровых услуг в стране. Время сделать паузу, насладиться моментом? Ни в коем случае! На динамичном телеком-рынке остановился - значит, отстал. Поэтому идей новых продуктов меньше не становится.
По сути, операторы только начали осваивать такие перспективные сферы, как мобильная коммерция, VR и AR - технологии виртуальной и дополненной реальности. Одно из наиболее интересных и перспективных направлений - оказание услуг на базе искусственного интеллекта.
Сейчас крупные мировые компании внедряют их в сфере продаж и обслуживания. МегаФон Таджикистан тоже старается не отставать от мировых трендов. Так что смартфоны абонентов digital-оператора будут становиться еще умнее и функциональнее!