ДУШАНБЕ, 3 ноя — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Каждое новое здание должно быть построено так, чтобы вызывать у людей положительные эмоции, считает молодой архитектор из Таджикистана Шукрулло Мирваидуллаев.
Все красивейшие здания мира когда-то были плодом воображения архитекторов. Именно архитектор первым оценивает местность, на которой должно появиться здание, исследует территорию, рисует эскизы, продумывает объемы и пропорции, делает чертежи. Затем все согласовывает с заказчиком, проверяет на соответствие строительным нормам и правилам.
Бывает, из-за одного маленького просчета или изменения параметров приходится делать новые чертежи. И уже потом, когда получено разрешение на строительство, начинаются работы. То есть архитектор закладывает фундамент будущего здания в переносном смысле этого слова. Работа скрупулезная, но в то же время творческая. Ведь через свои творения архитектор общается со зрителями, показывает свои визуальные идеи и настроение.
Вот и Шукрулло Мирваидуллаев, уроженец Худжанда, тоже стал архитектором. Sputnik Таджикистан пообщался с молодым специалистом и узнал его историю.
Путь к архитектуре через творчество
Будущий архитектор провел детство и юность в солнечном городе Худжанде, в живописной долине реки Сырдарьи. Отец Шукрулло — художник и скульптор — привил сыну интерес к искусству и визуальному оформлению. После 9 класса мальчик поступил в Колледж искусств имени С. Хофиза именно по совету отца. По окончании колледжа получил специальность "художник-оформитель" (на современном языке — "графический дизайнер").
"Уже в колледже я понял, что не хочу всю жизнь заниматься живописью и дизайном. Это чувство постоянно о себе напоминало, хоть я и очень любил живопись. Внутренний голос говорил, что это не мое призвание, а просто хобби", — вспоминает Шукрулло.
В 16 лет на 3 курсе колледжа он познакомился с миром архитектуры. Объявил конкурс на лучшую идею по оформлению главного входа в колледж, директор обещал реализовать лучший проект. Студенты пустились в творчество: обдумывали дизайн крыльца, рисовали эскизы. Но через пару месяцев все свелось к банальности: группу дизайнеров отправили ремонтировать и перекрашивать здание городской школы.
"Я отказался в этом участвовать, так как хотел создать хороший проект входа. Несмотря на массу упреков от преподавателей, я плотно занялся проектированием. Работал очень много, делал эскизы до глубокой ночи. Причем рисовал я при свете свечи, ибо в то время в городе был лимит на электричество. Это осложняло работу, но процесс меня сильно увлекал, поэтому я не обращал внимания на неудобства", — вспоминает Шукрулло.
Одновременно с этим студент начал посещать курсы архитектуры в политехническом университете. Цель была — научиться выполнять основные проекции, разрезы, объемные виды и тому подобные элементы проектирования. В результате молодой человек победил в конкурсе на оформление входа в колледж, однако руководство так и не реализовало проект из-за недостаточного бюджета. Шукрулло уверен, что хоть все его старания и остались только на бумаге, он получил от конкурса больше, чем ожидал.
"Я понял, чем хочу заниматься всю жизнь. Проектировать материальные вещи, чтобы видеть их воплощенными в реальности, — это стало моей путеводной нитью. Несомненно, тот период ночного творчества для колледжа был переломным в моей жизни. Я начал свой путь в архитектуру, а живопись стала просто хобби", — говорит он.
По окончании колледжа Мирваидуллаев поступил в Худжандский государственный университет на факультет черчения. Он с удовольствием начал изучать архитектуру, но хотел получить более качественное образование. Поэтому он подал документы на квоту в консульство Российской Федерации.
"После прохождения формального отбора меня пригласили на собеседование. Там я показал свое портфолио из колледжа. Но, увы, все старания оказались напрасными, так как квота была куплена "со стороны". Конечно, я был огорчен несправедливостью, отправился за помощью в областную администрацию Худжанда. Но понимания со стороны чиновников не нашел", — говорит он.
Пережив неудачу, Шукрулло решил во что бы то ни стало добиться своей цели. В 19 лет он сделал кардинальный шаг: отчислился из Худжандского университета и уехал в Новосибирск. По его словам, он понимал, что в России совсем другая культура и больше возможностей. Тем более, в молодости ведь особенно интересно познавать новое.
"Мне нравится бросать себе вызов", — подчеркивает будущий архитектор.
Увы, с первого раза поступить в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию не удалось. Молодому таджикистанцу пришлось остаться в Новосибирске и целый год ходить на подготовительные курсы. Это дало свои плоды: в 2011 году Шукрулло успешно сдал вступительные экзамены и получил студенческий билет.
Строгие улицы и дома Новосибирска
Итак, Мирваидуллаев начал новую жизнь. После экзотической архитектуры Худжанда, Новосибирск оказался совсем другим городом. Здесь преобладают постсоветская эклектика и стиль конструктивизм: высокие монолитные здания, четкие формы, прямые и широкие улицы. В одном доме могут успешно соседствовать и жилые квартиры, и офисы, и магазины. Еще есть здания в стиле сталинского ампира и модерна.
По мнению Шукрулло, Новосибирск хоть и не колоритный город, но быстро развивается. Сейчас активно идут перемены в урбанистике, которая меняет облик города в положительную сторону. Строятся современные дома, и жители уже по-другому воспринимают внешний облик Новосибирска. А вот холод молодого человека не радует: все-таки после теплого Худжанда переносить 30-градусные зимы очень тяжело.
В целом Шукрулло полюбил Новосибирск. Он учился, общался с новыми однокурсниками, а в свободное время много гулял по городу и исследовал архитектуру. Сама учеба в академии давалась непросто, бессонные ночи стали для него нормой.
"Любой студент-архитектор или уже состоявшийся профессионал подтвердит, каких трудов и времени стоит овладение нашей профессией. К тому же на первом курсе мне мешал языковой барьер, но со временем это прошло", — вспоминает он.
После второго курса Шукрулло решил повысить квалификацию — самостоятельно поехал на стажировку к известному архитектору Тотану Кузембаеву. Стажировка длилась полгода, и, по его личному мнению, данный период стал весьма успешным для развития.
"Этот архитектор виртуозно работает с деревом как со строительным и декоративным материалом, постоянно ставит эксперименты с древесиной. В итоге у него получаются действительно авангардные объекты", — говорит Мирваидуллаев.
Он добавляет, что очень ценит в учителях нестандартное мышление и творческий подход к работе. Шукрулло научился у мастера, прежде всего, нематериальным вещам: получать удовольствие от процесса работы и создавать конечный продукт, подобный состоянию своей души.
Рабочие будни архитектора
Сегодня Шукрулло Мирваидуллаев — уже дипломированный архитектор и работает в конструкторском бюро. Там он занимается проектированием многоэтажного жилья. Например, несколько месяцев назад его команда получила заказ создать небольшой квартал элитного жилья в центре Новосибирска.
Молодой архитектор говорит, что черпает вдохновение в книгах, журналах и статьях.
"Иногда я просто наблюдаю за предметами быта, наслаждаюсь природой, и в голову приходят мысли, которые нужно срочно зафиксировать. У меня бывали моменты, когда я рисовал рукой на земле, потом переносил на бумагу и перерисовывал. Да, идеи не всегда приходят по заказу, и спонтанные озарения могут быть самыми лучшими", — рассказывает Шукрулло.
Еще он вспоминает, как несколько лет назад ездил в Петербург на выставку ирако-британского архитектора Захи Хадид и на выставку мастеров русского авангарда Э. Лисицкого и супругов Кабаковых. Обе экспозиции проходили в Эрмитаже и потрясли его.
"Столько полотен, рисунков, макетов, рабочих моделей, авторской мебели и даже кухонных аксессуаров и женской обуви! Конечно, меня это впечатлило. Взял себе на заметку", — говорит он.
Шукрулло признает, что бывают в работе и трудности, и творческие кризисы. Порой возникают хорошие идеи, но, увы, для современной действительности утопические.
"Причина — в природно-климатических условиях, экономике и, на мой взгляд, неграмотном подходе девелоперов к застройке города. Все эти проблемы сказываются на трудовом процессе и отношениях с заказчиками. За каждым проектом стоит застройщик, который умеет считать деньги и не всегда признает творческий подход. В большинстве архитектурных бюро Новосибирска при создании чертежей требуют лишь выполнять технические задачи в соответствии со строительными нормативами. Но я считаю, этого недостаточно для развития профессии и создания уникальных архитектурных объектов", — говорит таджикистанец.
Мирваидуллаев видит проблему и в том, что работодателям нужны сразу специалисты с опытом. Выпускникам вузов, даже талантливым и трудолюбивым, сложно найти хорошую работу по специальности.
"Эта странность российской системы никак не регламентируется законом. Тяжело, когда нет финансовой стабильности, а в современной России эта проблема повсеместна", — считает он, добавляя, что в целом доволен своей работой и гордится тем, что люди ему доверяют и просят построить что-то интересное.
На данный момент Шукрулло проектирует свой первый частный жилой дом в Новосибирске, там уже возводится внешняя конструкция по его эскизу.
Конкурсный билет в Голландию
Еще с первого курса Мирваидуллаев все время искал дополнительные возможности реализации. Он ездил на стажировки, а еще участвовал в международных архитектурных конкурсах.
"Для меня это, во-первых, вызов себе. Во-вторых, это площадка, где можно конкурировать со своими коллегами из разных стран мира. Это стимулирует быть лучше и постоянно совершенствоваться, чтобы победить", — говорит он.
Летом 2017 года Шукрулло благодаря конкурсу, который проводило посольство Голландии в Москве, выиграл обучение урбанистике в Роттердаме. В сентябре он ездил в составе российской делегации на семинар "Стратегия городского наследия".
Там команда получила кейс: обозначить территорию промышленных зон парка Лефортово и реки Яузы в Москве и точно определить главные проблемы этой территории. Ребята не только провели анализы, но и разработали годовой план действий по облагораживанию заброшенной земли.
Гармония разума, красоты и безопасности
Иногда, приезжая к родителям в гости в Худжанд, Шукрулло сразу видит проблемные моменты в сфере урбанизации города.
"Например, сносят интересные архитектурные объекты в пользу бизнеса, а, на мой взгляд, это плохо. Ведь здание или памятник, который имеет ценность для общества, может дать мощный импульс развитию города, если грамотно его использовать совместно с другими пространствами. Для местной администрации (инвестора) это бы дало экономическую выгоду, помогло привлечь бизнес-инвестиции, туристов. Я бы рад вернуться в Худжанд и вложить свои силы в развитие родины. Но странные подходы к архитектуре сдерживают меня внутри", — рассказывает Шукрулло.
Он добавляет, что следит за архитектурой Душанбе и Худжанда через социальные сети, поэтому приблизительно знает, что там сносят, проектируют и строят.
Мирваидуллаев уверен, что у архитектора главная цель — создать такой объект, чтобы у людей, которые в нем находятся, появились положительные эмоции. Неважно, социальный это объект, коммерческий или культурный. У каждого здания своя схема организации пространства.
Именно этот процесс — организации красивого, безопасного пространства — и является архитектурой. Архитектор не может заставлять людей посещать его объекты, но он может благодаря грамотной организации территории сделать так, чтобы людям было приятно там находиться.
"Каждый архитектор в процессе работы опирается на свои личные представления о красоте, но надо учитывать и желания заказчика. Когда достигнешь этой гармонии, можно считать себя архитектором", — уверен он.
Сам же Шукрулло, несмотря на свои достижения, скромно видит себя только в начале карьерного пути.