Ни в одном глазу. Ученые рассказали, как правильно бороться с бессонницей

© CC0 / WokandapixЧеловек закрылся подушкой, архивное фото
Человек закрылся подушкой, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Бессонница — одна из самых распространенных патологий нарушения сна. Острая форма на фоне стресса встречается у ста процентов людей.

ДУШАНБЕ, 15 мар — Sputnik. Около трети населения Земли испытывает проблемы со сном. Чаще всего это обычная бессонница, которая, как считают ученые, может способствовать развитию сердечно-сосудистых и нейродегенеративных заболеваний.

О самых действенных способах улучшить ночной отдых — в материале РИА Новости, посвященном Всемирному дню сна.

Спящая девушка, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Врачи рассказали, чем опасен дневной сон

Недосып бьет по ДНК

"Бессонница — одна из самых распространенных патологий нарушения сна. Острая форма, когда человек не может нормально спать, например, на фоне стресса — неважно, положительного или негативного, встречается у ста процентов людей. Хронической бессонницей, которая длится более трех месяцев, по разным данным, страдает от 15 до 30 процентов населения земного шара. К сожалению, согласно прогнозам, этот показатель будет только расти. Причем бессонница молодеет. Мы недавно проводили большое исследование и к ужасу обнаружили, что избыточная дневная сонливость присуща 41 проценту россиян в возрасте от 20 до 30 лет. Это обычно связано либо с недосыпанием, либо с хронической бессонницей", — рассказывает ведущий научный сотрудник, руководитель Центра медицины сна Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперт Европейского общества исследователей сна, кандидат медицинских наук Александр Калинкин.

Ученые объяснили, как весна меняет организм человек

Согласно работе американских ученых, избыточная дневная сонливость — не просто компенсация ночного недосыпа, а результат функциональных отклонений в работе головного мозга.

Сон. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые установили, что дневной сон убивает сердце

Сканирование мозга показало, что у пациентов с инсомнией снижена активность областей, отвечающих за сложные когнитивные и поведенческие функции.

Поэтому те, кто мучается бессонницей, как правило, также испытывают проблемы с концентрацией внимания и памятью. Кроме того, нарушения сна провоцируют целый ворох заболеваний.

Долгий сон увеличивает риск возникновения инсульта

"Бессонница бьет практически по всему соматическому и психическому здоровью человека. Основная задача сна — нормализация и соматического состояния, и психических функций. Поэтому даже часовой недосып негативно влияет на человека. Изменения наблюдаются и на уровне генома. Меняется активность генов — одни подавляются, другие активируются. В частности, речь идет о генах, связанных с развитием сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринных нарушений, иммунитетом", — объясняет сомнолог.

Убийцы сна

Проанализировав данные более 1,3 миллиона человек, 30 процентов которых страдают нарушениями сна, нидерландские ученые выявили на 202 участках генома 956 генов, причастных, возможно, к бессоннице.

Сон - Sputnik Таджикистан
Долгий сон увеличивает риск возникновения инсульта
От этих генов зависит регуляция локомоторной активности, а также работа нейронов некоторых областей головного мозга, включая гипоталамус, полосатое тело и ограду.

Часть этих генов имеет отношение к возникновению разных заболеваний — в том числе диабета второго типа и депрессии, утверждают исследователи Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Ученые установили, что дневной сон убивает сердце

Причем генетическая связь нарушений сна и депрессивного расстройства больше характерна для людей европейского происхождения.

"Безусловно, есть генетические факторы, способствующие развитию бессонницы. Но дело не только в них. Врачи никогда не говорят об одной конкретной причине нарушения сна. Причин, как правило, десятки. Ведь человек постепенно приходит к бессоннице. Скажем, в течение недели недосыпает, в выходные пытается отоспаться. В результате в воскресенье человек засыпает поздно, а в понедельник надо рано на работу. Так может сформироваться стойкая бессонница. Кроме того, неспособность заснуть часто связана с повышенным потреблением кофеинсодержащих продуктов, алкоголем и курением. Ну и, конечно, социальными факторами — интенсификацией работы, перемещением между часовыми поясами, избыточной освещенностью, особенно в крупных городах. Потому что свет все-таки для бодрствования. Яркое освещение в ночное время тормозит выработку гормона ночи — мелатонина", — уточняет Александр Калинкин.

Водитель за рулем автомобиля, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Не смыкая глаз: уникальный российский прибор помогает не спать за рулем

Режим, темнота и пижама

Мелатонин — это основной гормон эпифиза, небольшой эндокринной железы, передающей в мозг информацию о световом режиме окружающей среды. Его концентрация, как правило, меняется в течение суток — днем уровень низкий, а ночью максимальный.

Врачи рассказали, чем опасен дневной сон

Яркое освещение в ночное время вполне способно нарушить выработку гормона, поэтому человеку для сна важно находиться в темноте или, по крайней мере, обеспечить темный режим для глаз, скажем, с помощью специальной маски.

Вообще, человек, следящий за здоровьем, строго соблюдает режим сна, подчеркивает Александр Калинкин.

Урановая шахта. Архивное фото. - Sputnik Таджикистан
Установлена причина "сонной болезни" в селе Калачи Казахстана

"Каждый должен знать свою норму. Для взрослого это от семи до девяти часов в сутки. Норму нужно соблюдать всю неделю — и в рабочие дни, и в выходные. Это первое средство от бессонницы. Также следует ограничить употребление кофеинсодержащих продуктов и алкоголя. Сократить интенсивную физическую нагрузку в вечерние часы, уменьшить яркий свет в это время. Для начала этого достаточно. Если же нормально выспаться все равно не получается, необходимо обратиться к специалисту", — говорит сомнолог.

По словам эксперта, большинство случаев хронической бессонницы врачи сегодня в состоянии вылечить без снотворных препаратов: тем более что они почти всегда вызывают быстрое привыкание. Лучше соблюдать режим сна и удалить из рациона продукты с кофеином, а также алкоголь.

Ученые предлагают отпраздновать вымирание человечества

По мнению австралийских ученых, повысить качество сна можно, даже просто правильно подобрав пижаму. В ходе эксперимента пять десятков человек спали в одежде из разных материалов. Оказалось, что в пижамах из шерсти засыпали на четыре минуты быстрее, чем в одежде из хлопка.

Старая женщина и ребенок - Sputnik Таджикистан
Ученые выяснили, когда жители Таджикистана начинают стареть

Снотворный куб

Российские ученые разработали прибор для борьбы с бессонницей. Небольшой черный куб с гранью в десять сантиметров, внутри — три катушки, на которые подается импульсный ток определенной частоты.

Возникает слабое электромагнитное поле, которое, воздействуя на мозг, естественным образом регулирует циркадные ритмы. В природе такие электромагнитные поля формируются при взаимодействии земной атмосферы и Солнца.

Ученые выяснили, чем опасен высокий уровень тестостерона

Параметры электромагнитных колебаний в пространстве между Землей и верхней частью атмосферы меняются в течение суток. Человеческий организм реагирует на это примерно так же, как на разницу в освещенности ночью и днем.

Женские руки с гаджетами - Sputnik Таджикистан
Ученые объяснили, как репосты в соцсетях влияют на мозг

Снижение амплитуды электромагнитных колебаний говорит организму, что пора спать. Благотворное влияние слабых электромагнитных полей исследователи подтвердили в прошлом году.

Двадцать добровольцев в возрасте от 20 до 30 лет двенадцать ночей спали привычным для себя образом, еще столько же провели рядом с источником, который формировал магнитные импульсы с частотами два, четыре, восемь, 16, 20, 32 и 40 герц.

Ученый выяснил, почему люди все меньше доверяют друг другу

По словам одного из разработчиков снотворного куба, заведующего лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Владимира Дорохова, эксперимент показал: частоты от двух до 20 Гц способствуют засыпанию и углублению сна, от 20 до 40 Гц — пробуждению.

"Наш прибор должен располагаться примерно на расстоянии вытянутой руки. У него четыре режима сна. Видите, они отмечены точками на каждой стороне. Какой стороной куб к себе повернете, такой режим и будет. Если же скачать приложение и подключить прибор к телефону, число режимов увеличится до десяти", — объясняет научный сотрудник Физического института имени П. Н. Лебедева РАН Илья Блохин.

Женщина закрывает лицо маской во время выхода из метро в Пекине - Sputnik Таджикистан
Ученые: грязный воздух ежегодно убивает больше людей в мире, чем сигареты

Он вертит в руках первый прототип, действие которого ученые уже проверили на себе.

Ученые из США раскрыли связь между генами и семейным счастьем

"Лично у меня качество сна улучшилось", — улыбается Дорохов и добавляет, что в ближайшее время исследования продолжатся.

В частности, необходимо провести клинические испытания эффективности снотворного куба в борьбе с нарушениями сна.