ДУШАНБЕ, 10 сен - Sputnik, Лев Рыжков. В самом центре Москвы, буквально в четырехстах метрах от посольства Таджикистана, находится старинный особняк, чья история связана с республикой. Это – городская усадьба Долгоруковых-Бобринских, расположенная по адресу Малая Никитская улица, дом 12.
Особняк в свое время принадлежал графу Алексею Бобринскому, который совершил несколько экспедиций в Среднюю Азию и на Памир. Русский этнограф побывал в одном из самых таинственных мест Таджикистана – в труднодоступной Макшеватской пещере, где находится мумия исламского проповедника Хаджи Исхака Вали (другой вариант написания – Хаджи Исхок Вали).
Бобринские - потомки императрицы
Усадьба на Малой Никитской была построена в конце XVIII века князем Андреем Долгоруковым – отцом знаменитого московского генерал-губернатора Владимира Долгорукова. Будущий градоначальник провел детские годы в этом доме. Здание пережило страшный московский пожар 1812-го. Предположительно, здесь мог бывать Александр Пушкин.
В качестве приданого особняк отошел надворному советнику Прокопию Соковнину. Через несколько лет дочь нового хозяина Софья вышла замуж за графа Василия Бобринского – будущего декабриста, внука Екатерины II. Действительно графский род Бобринских вел свое происхождение от российской императрицы и ее фаворита Григория Орлова.
Из этого рода вышли поэты, писатели, политики, министры и одна из первых в России летчиц - княгиня София Долгорукова. Но нас интересует граф Алексей Алексеевич Бобринский, родившийся в 1861-м в Москве.
Забытый путешественник Бобринский
К дому графа Бобринского на Малой Никитской мы отправляемся вместе с известным режиссером и историком Давлатом Худоназаровым. В последние годы он пишет книгу о графе Бобринском и его путешествиях по Центральной Азии.
"В 1895-м граф Алексей Алексеевич одним из первых предпринял путешествие вглубь той, неразведанной тогда территории, которая сейчас называется Таджикистан, - рассказывает Давлат Худоназаров. – Впоследствии он совершал экспедиции в 1898 и 1901 годах. Каждый раз он выбирал разные дороги. И он был одним из немногих в то время людей, кто исходил Таджикистан вдоль и поперек. Он написал несколько статей и книгу. И еще в юности меня потрясло, с каким глубоким уважением граф писал о таджиках".
"Сословность для него существовала как часть системы, в повседневном же общении он относился к людям одинаково ровно, легко сближался с самыми простыми людьми, - говорит Давлат Худоназаров. - Есть воспоминания о том, как во время второй Памирской экспедиции в 1898-м один из местных жителей так торопился встретиться с графом, что за один день пешком прошел более восьмидесяти километров по очень трудной местности через долину реки Пасруд и перевал Барщевского. Значит, граф завел добрых знакомых".
В свои путешествия – порой очень опасные – граф Алексей Бобринский, по словам Худоназарова, отправлялся как раз отсюда, с Малой Никитской. Сюда же он привозил коллекции вещей из горных районов Памира и Зерафшана. Часть из них хранится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, но некоторые экспонаты были утеряны во время революционных событий.
Другой версии придерживается историк Амирам Григоров. По его информации, дом на Малой Никитской с конца XIX века сдавался в аренду. И на этом месте была немецкая гимназия Андрея Адольфа. Известно, что свою первую экспедицию в Центральную Азию граф Алексей Бобринский организовал на свои деньги. Возможно, поездка на территорию современного Таджикистана состоялась на средства, полученные от сдачи особняка.
"Граф вынужден был покинуть Родину, после того как его родных стали сажать в тюрьмы и расстреливать, и остаток своей жизни он провел на севере Италии, в немецкоязычном городке Суизи (по итогам Первой мировой войны австрийская Южная Тироль перешла в состав Италии - Sputnik), - рассказывает Давлат Худоназаров. - Я разыскал там его могилу. В 2011-м, в год 150-летия со дня рождения Алексея Бобринского, мы – таджики - организовали в православной церкви в центре Москвы поминальную службу с участием хора. Были представители одной из ветвей рода. И в несколько раз больше было нас, таджиков".
Долгое время о путешественнике Бобринском мало кто знал. Это была простая путаница. Даже в Ленинской библиотеке, как вспоминает Худоназаров, путешественника Алексея Алексеевича Бобринского путали с другим представителем рода – известным археологом Алексеем Александровичем. И даже в архивах главной библиотеки СССР воспоминания исследователя Бобринского долгое время приписывались Бобринскому-археологу.
Ночлег в братской могиле
Путешествия графа Бобринского по Центральной Азии сравнимы с приключениями вымышленного персонажа Индианы Джонса. Вот только внешне русский исследователь не был похож на актера Харрисона Форда. Это был обычный кабинетный ученый, впервые в жизни отправившийся в неизведанный край.
"Хотя Восточный Памир достаточно давно вошел в состав Российской империи, новоприобретенная территория практически не была исследована, - рассказывает Худоназаров. – Западная часть, находившаяся под юрисдикцией Бухарского эмирата, тоже очень интересовала русских. К тому же в 1895-м было заключено соглашение между Россией и Великобританией, фактически положившее конец "Большой игре" - двадцатилетнему жесткому противостоянию двух империй в Азии".
В Фанских горах, на высоте более чем три тысячи километров, граф Бобринский решил посетить Макшеватскую пещеру. За двадцать пять лет до Бобринского у пещеры бывал исследователь Алексей Федченко, чьим именем назван самый большой ледник на Памире. Но знаменитый путешественник тогда не решился войти в пещеру.
Что же так напугало исследователя? Да, пещера достаточно труднодоступна. Для того чтобы оказаться внутри, надо пройти по узкому скальному карнизу вдоль отвесной скалы над пропастью глубиной 200-250 метров. В то время пещера была наполнена древними черепами, а у самого входа путь внутрь преграждала мумия – высохшее человеческое тело, до пояса засыпанное камнями.
По одной из легенд, черепа принадлежали воинам отряда Александра Македонского, а мумия, соответственно, их командиру. Согласно более популярной версии, мумия в Макшеватской пещере – это останки одного из первых проповедников ислама в регионе Ходжи Исхака Вали. После Федченко пещеру посещали русские исследователи. Но граф Бобринский был первым, и, вероятно, единственным, кто в этой пещере переночевал.
"Мне доводилось сопровождать новичков, впервые ступивших на горную тропу, - рассказывает Худоназаров. - Самый простой подъем, не над пропастью, а по нормальной тропе вверх, требует от новичка преодоления собственного бессилия, мобилизации и воли. К тому же пещера находится на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря в условиях разряженного воздуха, где каждый шаг дается с великим трудом: грудь словно в стальных тисках, ноги обложены свинцом, шага не сделаешь...".
Местные проводники пришли в ужас. Они отговаривали графа от ночевки в древней братской могиле. Но Бобринский вместе с еще одним участником экспедиции (чье имя неизвестно) остался в пещере. По мнению Худоназарова, речь не идет о попытке бросить вызов религиозным "предрассудкам". Просто ученые не хотели прерывать исследования.
"Ни граф, ни его спутник не оставили воспоминаний о том, что происходило с ними в пещере, - говорит Давлат Худоназаров. - Создается впечатление, что эта тема была им табуирована для себя самого, он не хотел вспоминать о ней".
Долгая реставрация дома на Малой Никитской
Какова же дальнейшая судьба графского особняка? По словам Амирама Григорова, немецкую гимназию из здания выселили. После 1917-го здесь была общеобразовательная школа. В последние годы советской власти в здании располагались официальные учреждения. С конца 90-х дом оказался заброшен.
"Я бывал там внутри, - вспоминает историк. – Видел, как разбирали деревянные флигели. Бревна были старыми, почерневшими, рассыпающимися в труху. Мне говорили, что флигели будут восстановлены, а часть старых бревен подвергнется консервации по методу, который был опробован при реставрации церкви в Кижах".
В начале 2010-х здание было передано фонду "Президентский центр Б.Н. Ельцина". Почти десять лет идет реконструкция, после которой в обновленной усадьбе появятся музейно-выставочный комплекс, библиотека и ресторан.