ДУШАНБЕ, 27 ноя — Sputnik. Кыргызстан ввел временный запрет на экспорт скота соседям, за исключением стран ЕАЭС - проще говоря, в Таджикистан и Узбекистан.
Под ограничения попали крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, домашняя птица и целый ряд продуктов. Главный инициатор идеи, Минсельхоз РК, объясняет свое решение просто - раз в самом Кыргызстане наблюдается дефицит мяса, давайте законодательно запретим вывоз скотины.
"В этом году мы экспортировали в 12 раз больше скота, чем в 2019-м. Если в прошлом году продали 718 голов крупного рогатого скота, то в этом - 8415. Самое основное - за рубеж продают самок. Если будем и дальше продавать - потеряем будущее", - заявил глава ведомства Тилек Токтогазиев.
Антимонопольное ведомство приводит иной аргумент, мол, после введения аналогичного запрета в Казахстане предприниматели в Таджикистане и Узбекистане бросились скупать крупный рогатый скот у кыргызстанских поставщиков. В итоге - рост контрабанды по обе стороны границы.
"Многие перекупщики воспользовались ситуацией и взвинтили цены", - говорится в сообщении антимонопольной службы Кыргызстана.
Решение властей КР сильно ударяет по рядовым потребителям в Таджикистане, где наблюдается непрекращающийся рост цен на мясо и молочные продукты, постепенно превращающий говядину чуть ли не в деликатес.
Беларусь планирует занять место Казахстана на рынке мяса в Центральной Азии
Однако и в самом Кыргызстане запрету вовсе не обрадовались - и фермеры, и экспортеры утверждают в голос, что ограничения не решат ни одну из этих проблем, да еще и повредят местным предпринимателям.
По мнению Ленары Ниязбековой, главы ассоциации экспортеров и импортеров "Кыргызленда", ограничения продлятся минимум полгода и определенно не лучшим образом скажутся на товарообороте между соседями.
"С точки зрения логики, а не политики, это было, конечно, поспешное решение. Все-таки мы являемся аграрной страной, и продажа скота - один из важных факторов экономики. Поэтому сегодня среди фермеров есть претензии к данной инициативе, которая лишает возможности Таджикистан и Узбекистан покупать кыргызский скот и усиливает контрабанду по обе стороны границы", - отмечает Ниязбекова.
По ее мнению, ограничения лишь подогреют дефицит на рынках соседних стран, как следствие, жажду наживы у перекупщиков, которые быстро освоят контрабандные маршруты. Сам факт нарушения закона их не очень пугает - слишком высока маржа, а от силовиков на границе можно попытаться откупиться взяткой.
Не считая таджикских потребителей, первыми пострадавшими от запрета станут именно кыргызстанские фермеры и поставщики в приграничных районах, чей бизнес был построен на торговле с соседями.
"Если Кыргызстан, боясь дефицита на собственном рынке, запрещает вывоз, то наверняка для этого есть серьезные основания. Но с точки зрения общемировой практики - это плохой сигнал, противоречащий глобальным устремлениям на свободу торговли", - подчеркивает доктор экономических наук экс-замминистра сельского хозяйства РФ Леонид Холод.
По его словам, многим фермерам проще и выгоднее продавать за границу, а не внутри страны. И если в Таджикистане люди жалуются на нехватку мяса, то в Кыргызстане основная претензия к властям в том, что правительство вводит запрет, не позаботившись об альтернативных рынках сбыта.
Что касается самого Таджикистана, то после запрета на ввоз скота молочка в приграничных районах подорожает еще больше, а цены на говядину вскоре достигнут своего предела, и люди просто станут искать ей замену.
ЕАБР: цены в Таджикистане в 2021 году продолжат расти
"Сейчас цена за килограмм может достигать 65-75 сомони, около 7 долларов. Это очень дорого, скоро люди перестанут покупать говядину. Правительство знает об этом, и власти уже предлагали меры борьбы за продовольственную безопасность. Одной из стратегий является производство птицы, которая заменит другие виды мяса. Так, бизнес призывают открывать больше птицефабрик, обещая поддержать льготами", - пояснил Sputnik Таджикистан эксперт Тилав Расулзоде.
Среди таких льгот - отмена таможенных пошлин для импортных кормов и оборудования, самой затратной части производства.
В целом идея заменить один источник животного белка другим - наиболее реалистичный и действенный способ решить продовольственный вопрос в Таджикистане.
"Птицеводство действительно развивается быстрее всех среди других мясных производств. Подобный бизнес и требует довольно больших разовых вложений, но зато инвестиционный цикл по сравнению с выращиванием крупного рогатого скота в разы меньше. Тем более не требуется пастбище, это производство индустриального типа, нужно только помещение, места для молодых цыплят и корма", - отмечает Леонид Холод.
Стоит отметить, что в Таджикистане на фоне нехватки и дороговизны красного мяса в последние несколько лет обнажилась и другая проблема - его качество.
К примеру, летом глава Комитета по продовольственной безопасности Мухаммадсаид Файзуллозода отчитался, что с января за полгода в стране было выведено из оборота и уничтожено порядка 33,8 тонны не подлежащей к продаже мясной продукции, а сотрудники ведомства выявили почти 500 коров с бруцеллезом.
Впрочем, отказываться от говядины Таджикистану, может, и не придется. Во всяком случае инициативу Минсельхоза РК категорично раскритиковали в Бишкеке.
Так, депутат парламента Бейшеналы Нурдинов считает, что запретами нельзя стабилизировать ситуацию с ценами на мясо, и требует их отмены, аргументируя это тем, что скотом владеют фермеры, а не государство.
"От самки разве зависит будущее Кыргызстана? Запретить легко, а сами не даете ни клочка травы. Или вы дали фермерам субвенцию или дотацию?" - поддержал требование депутата вице-спикер парламента Мирлан Бакиров.