Крипта, торговля, сомони - когда Таджикистан овладеет электронной коммерцией

© Sputnik Таджикские сомони на столе
Таджикские сомони на столе  - Sputnik Таджикистан, 1920, 19.03.2022
Подписаться
В условиях финансовой нестабильности правительство решило заняться развитием онлайн-торговли. Очевидные препятствия на этом пути - слабый интернет и регрессивное мышление многих чиновников
ДУШАНБЕ, 19 мар — Sputnik, Шер Алиев. Затяжной кризис мировой экономики побуждает страны искать новые пути его преодоления. Не остался в стороне и Таджикистан - в республике провозглашен курс на развитие электронной коммерции. Глава государства Эмомали Рахмон поручил профильным ведомствам срочно подготовить соответствующий закон.
"Министерству экономического развития и торговли поручено разработать проект Стратегии развития электронной коммерции и план мероприятий по ее реализации", - сообщила пресс-служба президента.
По сути электронная коммерция - это просто процесс покупки и продажи онлайн, неважно - с компьютера или смартфона. Даже в странах, где распространение интернета среди граждан сильно ограниченно его дороговизной, как например в Таджикистане, за последнее десятилетие популярность электронной коммерции многократно возросла, в некоторых секторах успешно заменяя "живую" куплю-продажу.
Центробанк назвал условия работы российских карт в Таджикистане
Сам по себе для Таджикистана тренд не новый - полтора года назад при Торгово-промышленной палате республики был создан Совет по развитию электронной коммерции, который, как ожидалось, "станет важной платформой" для обсуждения возникающих проблем.
Однако с запуском данной платформы спешить не стали, потому что первое заседание новообразованной структуры состоялось лишь год назад, в марте 2021-го. И хотя представительство в нем было достаточно широким - более 50 участников от разных министерств и ведомств, каких-то конкретных целей достигнуто не было. В конечном итоге все свелось к озвучиванию декларативных заявлений - и не более.
Монеты биткоина - Sputnik Таджикистан, 1920, 20.11.2021
Гонконг намерен заработать в Таджикистане на криптовалюте
Но теперь, после конкретных поручений главы Таджикистана, можно ожидать некую активизацию государственных структур. Да и без прямого вмешательства Эмомали Рахмона всем авторитетным специалистам понятно, что вопрос давно назрел и требует пристального внимания.
Пандемия COVID-19 и крах прежнего миропорядка из-за затянувшегося противостояния коллективного Запада и России самым негативным образом сказались на торгово-промышленном сотрудничестве между ранее успешными партнерами. Заморозки активов, отказы от заключенных договоров, запреты на экспорт и импорт, полетевшая в тартарары логистика - все это побуждает переводить коммерческую деятельность в виртуальную реальность.
Рынок электронной коммерции - один из самых динамично развивающихся в последние годы, это факт. Таким же фактом является и то, что его бурный рост обусловлен, прежде всего, всеобъемлющей поддержкой государства. Там, где власти не жалеют помощи в виде преференций в законодательстве и щедрых инвестиций (КНР, ЮАР и др.), торговые интернет-площадки расширяются в международных масштабах.
Жертвы пирамиды: как узбекские вклады "прогорели" на таджикских рудниках
Но по плечу ли государственным структурам Таджикистана возложенная на них президентом республики задача? К сожалению, многие из опрошенных экспертов в этом сомневаются.
"Уровень компьютерной грамотности у большинства чиновников, особенно старшего поколения, пугающе низкий. Да что говорить, если элементарный электронный оборот документов до сих пор не налажен. Так и распечатывают все приказы, отчеты и накладные на принтере, а потом разносят по кабинетам за подписями", - говорит системный администратор государственного ведомства Диловар Шарифзода.
По его словам, он не раз предлагал руководству приобрести сервер, к нему подключить все рабочие компьютеры и обмениваться документами по Сети. Но начальство считает надежнее физически осязать распечатанный лист, а не какой-то виртуальный файл. Несложно представить, с каким подозрением "старая гвардия" отнесется к торговой площадке, все товары на которой представлены в интернете.
К слову, в добровольно-принудительном порядке внедрять государственный документооборот - хоть и проблемный, но возможно единственный способ приучить и чиновников и граждан доверять интернету, упрощая себе жизнь использованием Сети.
Именно так и произошло в России с внедрением сервиса "Госуслуги". За 10 лет к нему приучили граждан РФ, а теперь хотят приучить мигрантов, приезжающих в страну на заработки. Похожая история, пусть и в меньшем масштабе, повторилась в Казахстане, где используется ЕПИР ГО – Единая платформа интернет-ресурсов госорганов.
Но главный барьер на пути широкому развитию электронной коммерции - это не низкая вовлеченность людей (тут-то как раз желающих хватает), а соотношение цена/качество местного интернета, на которое жалуются почти все пользователи.
Мӯниса Нарзуллоева, донишҷӯи донишгоҳи Хуҷанд - Sputnik Таджикистан, 1920, 05.11.2021
Плохой интернет помешал уроженке Таджикистана победить в престижном конкурсе
Немотивированные акцизы, надуманные налоги на обслуживание всех сим-карт, даже "мертвых", многомиллионные штрафы и, как вишенка на торте, пресловутый ЕКЦ (Единый коммутационный центр) привели к тому, что телекоммуникация - одна из самых перспективных отраслей страны в начале 2010-х годов - оказалась в затяжном регрессе.
Чтобы доказать это, достаточно обратиться к цифрам, они не соврут. Еще 10 лет назад сотовые компании республики заработали на этом рынке более полумиллиарда долларов. В прошлом году показатели были в 2,5 раза меньше. В начале "нулевых" Таджикистан был одним из лидеров СНГ по темпам развития сферы телекоммуникаций и скорости трафика. А сейчас находится где-то в самом низу мирового рейтинга скорости и качества Сети.
Эксперты пока не торопятся с прогнозами, ожидая появления законопроекта об электронной коммерции. Уже по его положениям станет понятно, сведется ли масштабная задача к очередной говорильне или можно будет реально надеяться на широкое реформирование отрасли.
Надежда на лучшее есть, причем сигналы поступают с самого верха. Так, в прошлом году министр промышленности и новых технологий Шерали Кабир заявил, что будущее экономики Таджикистана определит использование блокчейн-технологий. Пока заявление это столь же обнадеживающее, сколь бездоказательное.
Но случаются всякие чудеса. В конце концов само желание нажиться на биткоине и прочей крипте вполне может мотивировать высокое начальство "ускорить" таджикский интернет на деле, а не только на бумаге.
Лента новостей
0