Талибы без прикрас, Яндекс и дружба: интервью нового посла РФ в Таджикистане

© Посольство РФ в ТаджикистанеПосол России в Таджикистане Семен Григорьев
Посол России в Таджикистане Семен Григорьев - Sputnik Таджикистан, 1920, 09.12.2022
Подписаться
Эксклюзив
Несмотря на тесные связи в торговле, обороне и гуманитарной сфере, у стран еще есть огромный потенциал для расширения сотрудничества, считает Семен Григорьев
ДУШАНБЕ, 9 дек — Sputnik. В сложный период международных отношений, когда Запад вешает новый железный занавес, а Россия делает стремительный разворот на Восток, в Таджикистан был назначен новый посол.
Знаток персидской культуры, каждую речь начинающий на таджикском, и эксперт по межрегиональному сотрудничеству – теперь Семен Григорьев будет заниматься укреплением улучшений Москвы и Душанбе.
Работать в Таджикистане ему не в первой – после дипломатической службы в Афганистане и Иране он с 2000 по 2001 годы был политическим советником Миссии ОБСЕ в республике.
О том, как изменился Таджикистан за это время, о возможностях "Яндекса" в Душанбе, о специфике восточной дипломатии и невыполненных обещаниях талибов Семен Григорьев рассказал в интервью Sputnik Таджикистан.
- Какое направление для вас как для посла России в Таджикистане является приоритетным?
- Отвечая на ваш вопрос, нужно, как мне кажется, исходить из того, что у России и Таджикистана традиционно очень крепкие связи. В текущем году наши страны отметили 30-летие установления дипломатических отношений, но я всегда подчеркиваю, что это весьма условная дата, поскольку реальное взаимодействие между двумя народами имеет более глубокие исторические корни.
Мы долгое время жили в одном государственном образовании, что обусловило близость культур и национальных характеров. И любой посол, приезжающий в страну, которая имеет столь тесные связи с Россией, конечно,должен решать задачи развития двусторонних отношений и поиска новых направлений для сотрудничества.
Россия намерена увеличить образовательные квоты для таджикских студентов
При этом необходимо помнить, что как у врачей существует известный принцип "не навреди", так и для дипломатов главное - не навредить, а наоборот, сделать максимум, чтобы укрепить и придать новый импульс двусторонним контактам.
- Но если брать позицию двух стран, то какие направления наиболее важны для Москвы, а какие - для Душанбе? Уместно ли сказать, что Россия придает большее значение военно-политическим вопросам, а Таджикистан - теме миграции?
- Я бы не стал говорить, что для официального Душанбе вопрос миграции и условий трудоустройства соотечественников в России важнее любого другого. На самом деле таджикская сторона уделяет не меньше внимания военно-политическому и экономическому сотрудничеству.
Так, после вручения мною верительных грамот 21 ноября 2022-го президент Таджикистана Эмомали Рахмон сказал, что, по его мнению, главная тема межправительственного диалога между нашими странами - привлечение большего объема российских инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что для руководства республики экономика является приоритетным направлением сотрудничества.
Тем более на недавнем заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Таджикистаном, которое прошло в Душанбе 9 ноября этого года, было подчеркнуто, что с учетом огромного потенциала нашего взаимодействия объем российских инвестиций в местную экономику явно недостаточен.
Как в Душанбе вручали "космический" флаг Таджикистана и ставили бюст Гагарина
Для решения этого вопроса будет предпринят ряд мер, в частности, министерства промышленности России и Таджикистана создадут специальную рабочую группу под контролем глав правительств. И я надеюсь, что в следующем году мы уже увидим конкретные результаты ее работы.
- Если продолжать тему торговли и инвестиций, стоит ли ожидать расширения сотрудничества России и Таджикистана в каких-либо новых сферах, помимо традиционных направлений торговли?
- Если говорить о новых предприятиях, то в республике для российских компаний есть большой задел в сфере легкой промышленности.
Так, в Исфаре открылся филиал Магнитогорского обувного комбината, который, кстати, посещал лично президент Таджикистана и предложил компании работать над восстановлением аналогичного предприятия в Душанбе. Обувь там будет производиться как для местного, так и для российского рынков с акцентом на внутреннее потребление.
Посол России передал верительные грамоты Рахмону
Конечно, стоит упомянуть такую важную область российско-таджикского сотрудничества как топливно-энергетический сектор. И речь не только о поставках нефтепродуктов. Как вы знаете, при поддержке России построена Сангтудинская ГЭС-1, являющаяся одним из флагманов местной энергетики.
- К слову о технологическом сотрудничестве. Правда ли, что к Таджикистану присматриваются все больше IT-компаний? В первую очередь "Яндекс", который занял свою нишу в Узбекистане и Кыргызстане.
- "Цифра" - это действительно перспективное направление. Если говорить о "Яндексе" как об одном из главных игроков в данном секторе, то это больше, чем просто инвестиции. Приход компании в Таджикистан явно отвечает общественным интересам - не только рядовых клиентов такси, но и госорганов республики.
Так, на днях представители "Яндекса" сообщили мне, что развивают интернет-картографирование в стране пребывания.
В некоторых соседних странах их приложения используются городскими службами, например, в машинах скорой помощи или для контроля работы общественного транспорта. Этими и другими важными наработками в цифровой и технологической сферах российские компании могут поделиться с Таджикистаном.
- Например, ранее власти Таджикистана сетовали на недостаточный интерес к республике со стороны российских регионов. Решен ли сейчас этот вопрос?
- Да, вы правы - сейчас это одно из самых быстроразвивающихся направлений двухстороннего сотрудничества. Я знаком с этим не понаслышке, так как последние 4 года возглавлял департамент в МИД России, который курировал взаимодействие субъектов нашей страны с зарубежными регионами.
России, как и Таджикистану, предстоит реализовать много проектов. Завтра откроется форум "Россия - Таджикистан: межкультурный диалог и общее гуманитарное пространство", цель которого - вовлечение молодежи наших государств в формирование общего культурного пространства.
Посол РФ: в Таджикистане любят Россию, здесь нет русофобии
И мы ищем новые формы такого сотрудничества. Например, в Таджикистан приезжают ректоры ГИТИС и ВГИК, которые будут не только обсуждать вопросы приема таджикских студентов, но и набор российских педагогов для преподавания в городах Таджикистана. Россияне планируют работать и с местными театрами, и с "Таджикфильмом".
На следующей неделе приезжает губернатор Омской области Александр Бурков с большой деловой командой. Омичи поработают и в Хатлоне, и в Душанбе. Буквально на днях сюда прилетал советник губернатора Новосибирской области - рассчитываем, что в Душанбе скоро пройдут Дни культуры Новосибирской области.
- А есть ли какие-то пробелы и сложности, которые предстоит закрыть России и Таджикистану в двухстороннем диалоге?
- Если говорить о каких-то пробелах во взаимоотношениях, то, как известно, без них не бывает. Даже в случае с запуском "Яндекса" существуют определенные нюансы, которые еще требуют согласования.
Конечно, есть пожелания у таджикской стороны к российским предпринимателям, а у нашего бизнеса - к местным партнерам. Но, как показывает практика, не существует неразрешимых вопросов. Например, если есть задолженности, то идет поиск путей реструктуризации, переноса сроков выплаты. Россия почти всегда идет навстречу таджикской стороне.
Торговля и межрегиональное взаимодействие - очень важные для нас направления работы. Но повторюсь, мы не разделяем сферы на приоритетные и периферийные.
Трудно преуменьшить, например, значение военно-политического сотрудничества России и Таджикистана. Особенно сейчас, когда ситуация на южной границе республики не может не беспокоить и имеет тенденцию к дальнейшему обострению. Вопросы обеспечения безопасности рубежей являются принципиальными и для Москвы, и для Душанбе, и для всех членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Таджикистан увеличит долю в ЕАБР
Как вы знаете, буквально на днях в Москве прошла Парламентская ассамблея ОДКБ, где делегацию Таджикистана возглавлял председатель верхней палаты парламента республики, мэр Душанбе Рустам Эмомали. В своем выступлении, которое поддержали представители других государств - членов организации, он отметил, что коллективное обеспечение безопасности таджикско-афганской границы является приоритетной задачей.
- Если поднять вопрос об афганской проблеме, как вы считаете, можно ли говорить, что талибам удается бороться с терроризмом, как они это обещали? Особенно с учетом недавней серии терактов в Афганистане, в том числе у ворот российской дипмиссии.
- После теракта у российского посольства произошло еще несколько террористических атак. Одна из последних - в Хайратоне. А ведь это крупный транспортный узел буквально на границе с Узбекистаном. На днях - еще один страшный теракт в Джелалабаде, покушение на посла Пакистана в Кабуле.
Международные группировки экстремистов в Афганистане не только не сворачивают террористическую деятельность, они ее активизируют. Да, власти в Кабуле декларируют намерение бороться с террористическими организациями и в некоторых случаях пытаются им противодействовать.
Но очевидно, что у них для победы не хватает сил. А возможно, и желания. Мы не смотрим на талибов сквозь "розовые очки". Как известно, они объявлены в ООН и ряде стран террористической организацией.
Крупный российский ретейлер запустил доставку товаров в Таджикистан
То, что произошло у российского посольства - это трагедия. И приходится говорить о том, что местные власти не в полной мере обеспечили безопасность нашего диппредставительства.
К сожалению, это не единственное обещание, которое талибы не выполняют. Они до сих пор не создали инклюзивное правительство. Россия всегда проявляла особый интерес к северу Афганистана, где проживают таджики, узбеки, хазарейцы.
И то, что происходит сейчас на севере, разумеется, не может нас удовлетворять. Что еще хуже - террористические группировки выходят на границу с Узбекистаном и Таджикистаном, то есть на границу ОДКБ и СНГ.
И в этом контексте могут быть поставлены под вопрос обещания талибов не создавать угрозу для своих северных соседей. Она создается не столько самими талибами, сколько группировками, которые расширяют террористическую деятельность вблизи от границы. Поэтому, повторюсь, защита южных рубежей СНГ и ОДКБ (а в нашем случае это Узбекистан и Таджикистан) является важнейшей задачей и для Москвы, и для Душанбе.
- Вы хорошо знакомы с ситуацией в Афганистане, много работали в Иране и год - в Таджикистане. С чего начиналось ваше знакомство с персидской культурой?
- При поступлении в МГИМО я выбрал один из языков Афганистана - пушту, который отличается от фарси и дари. Осваивать дари начал в Афганистане, который трудно назвать островком персидской культуры. Скорее Афганистан - это перекресток цивилизаций. Изучение фарси и персидской культуры началось в Иране, куда я приехал работать в 1990 году.
Россия направит более 5 млрд рублей на школы в Таджикистане
Интерес к Ирану понятен - это в прошлом великая империя с историей почти в 3000 лет, сейчас - сильное региональное государство, сохраняющее, вопреки внешнему давлению, свое влияние на международной арене. И надо сказать, что, хотя с момента Исламской революции в Иране прошло более 40 лет и там сейчас существует исламская республика, у населения отношение к доисламскому, древнеперсидскому наследию остается весьма уважительным.
- А чем отличается специфика дипломатической работы в Афганистане, Иране и Таджикистане с точки зрения национальных особенностей и менталитета?
- Несмотря на некоторую специфику, таджикский язык и фарси - это единое литературно-культурное наследие. Мне было очень интересно присутствовать на открытии Дней иранской культуры в Душанбе, где царила атмосфера этой персоязычной общности.
Кстати, неменьшая общность существует и между народами России и Таджикистана, проживавшими долгое время бок о бок в одном государстве.
Возвращаясь к специфике нашей службы и профессиональной этике, могу сказать, что дипломат должен знать и уважать национальные традиции страны пребывания.
К примеру, близкие страны - Иран и Таджикистан. Нельзя забывать, что Иран - это исламская республика. А Таджикистан, несмотря на то что большинство населения исповедует ислам, является светским государством. Но есть сходство в менталитете, в обеих странах здоровый консерватизм, уважение к старшим, почитание семьи - основа национальной идеологии.
В старейшей школе Вахдата открылся новый кабинет русского языка - видео
Дипломаты разных стран признают, что иранцы являются искусными переговорщиками. Мне кажется, это качество унаследовали и наши таджикские партнеры.
- А если брать Таджикистан, то как страна изменилась с момента вашего последнего визита?
- Я бы сказал, что в плане визуального восприятия страна изменилась сильно, особенно Душанбе - в столице построено и строится много новых зданий. Но менталитет народа остался прежним. Это касается и гостеприимства, и теплого отношения к русским людям, к русскому языку. Надеюсь, что дружеские связи, которые существуют между нашими странами, будут только крепнуть на благо обоих народов.
Лента новостей
0