ДУШАНБЕ, 26 июн - Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Небоскребы сегодня являются символами состоятельности и экономической мощи страны. Кроме того, высотное строительство - это еще и способ решить проблему нехватки жилплощади в городе, а заодно похвастаться перед туристами.
Потому мэрия Душанбе и взяла курс на повышение этажности зданий. И хотя новые высотки в основном радуют гостей столицы, для самих жителей градостроительная политика, задуманная "как лучше", получается "как всегда".
Нужно заземляться
Со слов председателя Союза архитекторов Таджикистана Бахрома Юсупова, высотное строительство развернется на правобережной части столицы, где все застроено устаревшими четырехэтажными панельками и где более благоприятные для подобного проекта галечные грунты.
На деле же активная плотная застройка продолжается в центре повсеместно, создавая проблемы технического, эстетического, экологического и историко-культурного характера. Большую обеспокоенность сейсмологов стали вызывать появившиеся в Душанбе первые небоскребы - как правило, здания до 100 метров и выше.
Несмотря на необычный внешний вид, на фоне привычных столичных зданий глазами специалистов башни представляют из себя "20 этажей проблем", к которым Таджикистан может оказаться не готов.
Многих смущает время ожидания лифтов и сложности при эвакуации в чрезвычайных ситуациях, особенно при отключении электричества. В жарких странах наличие остекления требует также установки дорогостоящей системы кондиционирования и защиты от чрезмерной инсоляции - что далеко не всегда соблюдается в новостройках Душанбе, где застройщики чаще предлагают разбираться с этими проблемами самим покупателям.
Существенным недостатком небоскребов являются подверженность сейсмическим и ветровым нагрузкам, высокая стоимость эксплуатации и обслуживания, проблемы подачи воды под давлением вверх. Учитывая, что в Душанбе до сих пор частенько то тут, то там на несколько часов пропадает электричество и свет, круглосуточное обслуживание многоэтажек может оказаться не по плечу застройщикам.
Всемирный Банк выделил 30 миллионов долларов на водоснабжение Душанбе
Увы, не в пользу высотного строительства служит и общее обветшание инфраструктуры Душанбе - в том числе старая, еще с советских времен система водоснабжения и канализации, изношенные линии электропередачи и очистные сооружения. Навряд ли старое оборудование справится с сотнями новых крупных зданий.
Об этом свидетельствуют текущие жалобы жителей на падение давления воды и отключения электричества зимой в старых домах вблизи высоток.
Кроме того, плотная высотная застройка приводит к большой загазованности городских пространств и отрицательно воздействует как на экологию, так и на психику зрителя.
Первые ласточки в Душанбе
Стоит отметить, что, согласно постановлению правительства Таджикистана от 21 июня 2018 года, этажность жилых и общественных зданий в городских и районных центрах страны регламентируется как "не менее пяти этажей", а вот верхний предел в документе не обозначен, и его можно увеличивать без ограничений.
Первая попытка создать высотную доминанту продемонстрирована на примере двухбашенного 92-метрового бизнес-центра "Душанбе-Плаза". Здание состоит из разнородных, нагроможденных друг на друга частей, завершающихся выступающим объемами, на вершине которых установлены два небольших двухэтажных домика. Странный силуэт этого здания виден с различных точек столицы.
Второй пример: строящаяся 30-этажная трехглавая башня Дома связи на месте снесенного конструктивистского главпочтамта. В советское время под навесом этого здания назначали встречи влюбленные.
По проекту три нейтральные по архитектуре серо-голубые башни на единой платформе стилистически напоминают дубайские здания конца 90-х годов. Может быть, в другой части города 123-метровый объект не вызвал бы нареканий, но такое знаковое для восприятия место на главной площади можно было бы решить в более выразительных формах, связав их с историческим наследием Таджикистана.
В испуге вздрогнула кора земная
Ученые-сейсмологи, исследовав еще в советское время 3-4-этажные жилые и общественные здания на восточных холмах Душанбе, пришли к заключению, что из-за просадочных лессовых грунтов (где толщина глиняного слоя местами доходит до 500 метров) дома дают осадку, что приводит к появлению трещин, деформации несущих конструкций и водоканализационных труб.
Более того, эти мощные слои лесса при увлажнении, а в столице активно создается много водоемов, прудов и водных каскадов, лишь усиливают опасность осадки зданий.
Наводнение в Хуросоне: разрушения и помощь
В последнее время в городе стали застраивать высотными домами свободные зеленые пространства между старыми домами, а реконструированные дороги подводить к жилым районам. Такое уплотнение застройки при высокой сейсмичности создает повышенную нагрузку на земную корю и может спровоцировать землетрясение.
На естественные природные колебания почвы накладываются искусственно созданные риски. Известный таджикский сейсмолог, академик Собит Негматуллаев считает, что расстояние между многоэтажками должно быть не меньше двух высот одного дома.
Это позволит не провоцировать эффект падающих домино, избежать большого количества жертв при сильном землетрясении, а также обеспечить беспрепятственный подъезд спасателей и техники к зданию.
Чиновники Комитета архитектуры не без гордости заявляют, что произошедшее в 2016-м 5,5-балльное землетрясение не повлияло на построенные высотки. Но Душанбе находится в 9-балльной зоне, и даже сейсмологи не могут гарантировать силу землетрясений.
Стоит вспомнить, что в 9-10-балльном Хаитском землетрясении 1949 года были уничтожено более 150 кишлаков, более 30 из которых погребены под оползнями. Количество погибших составило тогда 20 000 человек при еще не очень плотном расселении. Ашхабадское землетрясение 1948-го в 8 баллов полностью разрушило малоэтажный город и унесло 100 тысяч человеческих жизней.
Известно, что сильные землетрясения носят циклический характер и могут повторяться. Затянувшаяся пауза после последней катастрофы очень беспокоит сейсмологов, но только не строителей.
Безбашенный вариант: как решить архитектурный кризис Душанбе
Приводя в пример плюсы многоэтажных домов бывший председатель Госкомитета по землепользованию и геодезии Раджаббой Ахмадзода в недалеком 2016-м отмечал, что такое строительство поможет предотвратить сокращение поливных земель и увеличить в стране сельскохозяйственные площади.
"К примеру, сейчас на две семьи выделяется 12 соток. Если на таком участке построить 9- или 12-этажный дом, можно обеспечить жильем от 40 до 48 семей", - предлагал он в беседе с Негматуллаевым.
Идея здравая, однако труднореализуемая. Сразу возникает вопрос, кто и как будет обслуживать такие сельские высотки. Ведь придется строить не только дома, но и сеть электро-, тепло-, водоснабжения, канализации и очистных сооружений. Но основная загвоздка опять в сейсмической активности региона.
В зимний период электричество в области и районы Таджикистана подается всего на несколько часов в сутки. А в случае землетрясения и блокировки лифтов в отсутствие эффективной службы спасения последствия будут трудно предсказуемыми и, вероятно, катастрофичными.
Что там за бугром
Каждый небоскреб уникален и имеет свои индивидуальные архитектурные, инженерно-конструктивные решения, поэтому зарубежный опыт, особенно в регионах с высокой сейсмикой, очень поучителен для Таджикистана.
Так, при строительстве самого высокого здания мира Бурдж-Халифа использовалась специальная марка бетона, смесь которого охлаждалась льдом и заливалась ночью. От сильных колебаний здание защищает его форма в виде ступенчато поднимающегося ввысь сталагмита, опирающегося на мощный фундамент с вбитыми в грунт 45-метровыми сваями.
Небоскреб снабжен специальными уменьшающими нагрев тонированными термопанелями, а система сбора дождя и конденсата из воздуха обеспечивает потребность в воде. Здесь есть автономная генерационная система, система быстрой эвакуации и поэтажные блокировочные противопожарные пояса.
В верхних частях китайских башен подвешиваются массивные бетонные шары, которые движутся в противоположную колебаниям сторону. Например, в 509-метровом тайваньском Тайбэе между 87-м и 92-м этажами подвешен 660-тонный стальной шар. В августе 2015-го на город обрушился тайфун со скоростью 170 км/час, при этом колебания маятника составляли 1 метр, и здание выдержало.
Ужасная трагедия и великое объединение: годовщина ташкентского землетрясения
В 55-этажном небоскребе Торре Майор в Мехико для компенсации колебаний по всей высоте установлены крест-накрест диагональные гидравлические амортизаторы, как в автомобиле. После 7,6-балльного землетрясения люди в небоскребе даже не почувствовали колебаний.
Помимо безопасности при проектировании небоскребов архитекторы ищут выразительные, запоминающиеся формы, стремясь органично соединить высокие технологии и характерные для данного региона традиции. Форма небоскреба в Тайбэе или малайзийских башен Петронас подсказана традиционными китайскими многоярусными пагодами или изделиями из бамбука.
Созвучные кремлевским башням семь уступчатых сталинских высоток со шпилями стали символами российской столицы.
Знаменитый "огурец" Нормана Фостера с виртуозно закручивающейся спиралью ажурной решетки стал открыточной достопримечательностью Лондона. Тот же Фостер возвел над берлинским рейхстагом стеклянный купол, не тронув самого исторического здания.
Очень мудро в свое время поступили в Казахстане, объявив международный конкурс на застройку Астаны. В результате мэтры мировой архитектуры составляли генплан города и проектировали сооружения.
Взгляд из далекого прошлого
Во все времена хорошая экология, чистая вода, свежий воздух, хорошие продукты, благоустроенные жилища и продуманное озеленение были составляющими элементами качественной жизни на Востоке.
Таджикский поэт, философ и путешественник Насир Хусрав в начале XI века писал: "Во всех странах, где говорят по-персидски, я не видал города красивее, более населенного и более цветущего, чем Исфахан. Многие утверждали, что раньше, когда вокруг города еще не было стены, воздух был еще лучше, чем теперь. Когда же выстроили стену, он стал хуже, так что многие вещи начали портиться. Однако в деревнях он остался таким же, каким и был".
Плотно застроенные высотками кварталы современного Душанбе - та же самая стена, не дающая притока так необходимого в жару свежего горного воздуха. Такой же антиэкологической стеной для Душанбе в свое время стал цементный завод. Из-за него воздух Варзобского ущелья, прежде чем попасть в город, смешивается с цементными фракциями, оседая на фасадах домов и легких горожан.
В Швейцарии площадью в три раза меньше Таджикистана (42 тысяч кв. км) с такой же численностью населения высотные здания не строят не только в деревнях, но и в крупных городах, поддерживая гармонию с природой, не перегружая ее экстремальными технологиями. Даже энергетика там основана на щадящих экологию малых ГЭС.
В Японии с территорией 378 тысяч кв. км и 126-миллионным населением никому в голову не пришло строить в сельской местности высотные здания. США, родину небоскребов, неслучайно называют одноэтажной Америкой из-за жилищ, где проживает большинство жителей страны.
Душанбе наших воспоминаний
Возведение новых высотных зданий неизбежно сопровождается сносом существующей застройки. Порой это делается по анархистскому принципу "Дух разрушения - есть дух созидания". Сейчас в Душанбе сносится бывшее здание ЦК КП Таджикистана, для чего его предусмотрительно лишили охранного статуса.
С этим построенным в 1957-м объектом связаны страницы истории Таджикистана. Архитектор Анисимов органично вписал это строгое здание в городское окружение с доминирующим главным входным порталом и широко расставленными боковыми крыльями, формирующими полузамкнутую площадь. Очень удачно и неназойливо использованы элементы национальной архитектуры. Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что это выгодное с точки обозрения место облюбовано для установки очередного небоскреба.
Рядом на улице Рудаки после сноса целого ансамбля характерных для Душанбе жилых и административных зданий по китайскому проекту возведут помпезный, занимающий два квартала Парламентский центр. Громадный комплекс площадью 45 тысяч квадратных метров с поистине тимуридским центральным зданием, купол которого поднимется на 70 метров, - еще один уверенный шаг в сторону восточного гигантизма и уплотнения центра.
Самую большую мечеть Центральной Азии передали на баланс Комитета по архитектуре Таджикистана
Недавно в 3D-формате была продемонстрирована архитектурная концепция будущей застройки улицы Айни. Очень эффектно раскрывается панорама богато декорированных элитных высотных домов, без сомнения, с большими роскошными квартирами. Все бы хорошо, если бы не наполненный гордостью комментарий проектировщиков: "На смену советским трехэтажным зданиям придут высотные жилые дома, торговые комплексы и учебные заведения".
Вспомнился расхожий советский лозунг "Железный конь (трактор) пришел на смену крестьянской лошадке". Существующая добротная застройка улицы Айни с уютными зелеными внутренними дворами после небольшой реконструкции могла бы еще долго служить людям.
Вместо заключения или сухой остаток
Во всей этой высотной истории лучше следовать золотой середине, которая порой может быть тоньше лезвия бритвы. И эта линия проходит через соединение современных технических достижений с ценностями архитектурного национального наследия Таджикистана.
Многие ратуют за остановку бесконтрольного сноса зданий качественной исторической застройки, независимо от того, имеет она охранный статус или нет. Это относится не только к архитектуре в духе советской классики 1930-1950 годов, но и к постройкам в стиле советского модернизма 1960-1980-х.
К наследию надо относиться так же, как на Востоке относятся к старшему поколению - с уважением, поскольку они с высоты жизненного опыта демонстрируют свое понимание прекрасного, учат жизни, мудрости, предостерегают от опрометчивых шагов.
Уничтожая сложившиеся архитектурные традиции, не стоит тиражировать новые, кажущиеся респектабельными, но абсолютно духовно пустые пространства.
Небоскребы, как знаковые единичные архитектурные доминанты, следует возводить с учетом всех антисейсмических и эстетических требований, с сопутствующим высокотехнологичным оснащением и обслуживанием, с возможностью быстрой эвакуации сотен и тысячи людей при землетрясениях.
Оят Шукуров: Таджикистану нужен человеческий подход к городской архитектуре
Если сегодня нет ресурсов в полной мере обеспечить эти требования, разумнее воздержаться от такого строительства и не следовать за коммерческими аппетитами застройщиков. Говорят, там, где кончается суета, начинается полет мысли.
Таджики живут в прекрасной стране с богатой и разнообразной природой и тысячелетним опытом приспособления архитектуры к разнообразным ландшафтам. Им не надо обязательно уплотняться и устремляться ввысь, как это вынуждены делать вчерашние жители пустынь, отвоевавших для жизни участки у песков, или подражать островитянам в Сингапуре, живущим на ограниченных пространствах.
В старом Душанбе в 1970-х в одном из микрорайонов подъезд четырехэтажного дома полностью заселила большая традиционная семья. Они жили в соответствии с традиционными устоями и на ночь запирали входную дверь подъезда на ключ, как это делали во дворе своего старого дома. Трудно представить жизнь такой большой семьи в высотке со всеми коммунальными и инфраструктурными проблемами.