ДУШАНБЕ, 28 мая — Sputnik. Мир продолжает говорить о поражении США в Афганистане, называя позорным вывод войск под требованием представителей радикального движения "Талибан" (запрещено в России).
У Вашингтона уже давно сгорели все дедлайны, ведь американские солдаты должны были покинуть республику до 1 мая 2021-го. Тем не менее действующий глава Белого дома Джо Байден намерен завершить процесс, правда, к 1 сентября - фактически к 20-й годовщине террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке.
Уйти нельзя остаться
Уйти из Афганистана - значит потерять для США лакомный кусочек в виде Центральной Азии. Этот вариант совершенно не устраивает Вашингтон, поэтому вместе с выводом войск власти прорабатывают вопрос, где же можно оставить своих солдат.
Ранее американская деловая газета Wall Street Journal написала, что после вывода из Афганистана США могут разместить войска в других республиках Центральной Азии, однако достигнутых договоренностей пока нет.
По мнению некоторых военных и представителей администрации президента Джо Байдена, лучше всего было бы разместить войска в Узбекистане и Таджикистане, имеющих общую границу с Афганистаном. Это позволило бы быстро попасть в страну при необходимости.
Однако источники заявили, что поставить базы в этих республиках сложно из-за "большого военного присутствия" России и растущего влияния Китая.
Теперь США придется доказывать центральноазиатским странам, что сотрудничество с ними гораздо выгоднее, чем с РФ и КНР. Но вот козырей для этого в Белом доме совершенно нет, а обычным убеждением уже никого не пронять.
В поисках союзников
Уже давно закончились времена, когда получившие долгожданную независимость республики Центральной Азии стремились заинтересовать США.
Сейчас все больше обращается внимание странам, где активно идет активная интеграция со Штатами и Европой, частенько происходят какие-то митинги и революции. Вслух об этом не говорят, но на ус мотают.
Да и как можно рассчитывать на помощь и поддержку США, если власти не могут разобраться со своими проблемами - застоем экономики и кризисом системы здравоохранения на фоне пандемии коронавируса. Вишенкой на торте становятся бесконечные погромы и протесты то из-за очередного "запланированного убийства афроамериканца полицейскими", то из-за недовольства ковидными ограничениями.
В связи с этим единственной темой, по которой США все еще дозволено сотрудничать с Центральной Азией остается Афганистан. Но и это может скоро закончиться.
Афганистан имеют общую границу с шестью государствами – Ираном, Пакистаном, Китаем, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Но ни в одной из этих стран нет американских баз, да и вообще ни одну из них не назовешь близким союзником США.
Иран и Китай отпадают сразу: с первым Вашингтон не может договориться по ядерной сделке, а со вторым поделить торгово-экономическое влияние. Пакистан теперь находится в сильной зависимости от Китая, поэтому точно не станет заводить дружбу с Белым домом. Туркменистану в принципе никто не нужен.
И вот из большого списка остаются только две республики - Таджикистан и Узбекистан. Но надо ли им это? Вряд ли. Ведь сомнительно, что выгода от сотрудничества с США перевесит неизбежные потери, которые понесут Душанбе и Ташкент из-за недовольства Москвы и Пекина.
Без шансов и без вариантов в Таджикистане
Таджикистан входит в военный альянс ОДКБ. Более того, на его территории размещена 201-я российская военная база. Поэтому трудно представить, что власти республики согласятся пустить американских военных.
Также экономика Таджикистана зависима от денежных переводов мигрантов, работающих в России. Транзакции составляют от 20 до 50% ВВП страны. Именно за счет них существует порядка 70% таджикских семей.
Не может республика существовать и без китайских кредитов, которые на сегодняшний день составляют половину всех внешних займов.
Не стоит забывать, что из всех стран Центральной Азии у Таджикистана самые холодные отношения со Штатами: президент Эмомали Рахмон – единственный из лидеров региона, кто никогда не был в США с официальным визитом.
Некоторый опыт военного сотрудничества с американцами у Таджикистана есть. После терактов 11 сентября 2001-го самолетам ВВС США было разрешено заправляться на аэродроме Айни под Душанбе. Но на этом все и закончилось.
Интерес Вашингтона к Таджикистану уже давно заметила Россия. Но Москва ведет себя дипломатично, продвигая свою политику в экономической, инвестиционной, культурной, военной, образовательной сферах.
Не стоит забывать, что президент России Владимир Путин не одно десятилетие знаком с Рахмоном.
Надежда на Узбекистан?
По сравнению с другими игроками Центральной Азии Узбекистан кажется идеальной кандидатурой для США.
Страна меньше зависит от России и Китая, в настоящее время не является членом ОДКБ и не имеет на своей территории иностранных военных баз.
Тем не менее глава республики Шавкат Мирзиёев поддерживает теплые отношения с Владимиром Путиным и Эмомали Рахмоном. Государства активно сотрудничают в разных направлениях. Кстати, Узбекистан является частым гостей на различных военных учениях.
У республики уже был опыт размещения американской базы. В 2001-м президент Ислам Каримов передал Вашингтону в аренду аэродром Карши-Ханабад. Однако спустя четыре года Штатам пришлось покинуть тепленькое место из-за резкой реакции на подавление узбекскими властями протестов в Андижане.
Но военный контингент в прошлом отнюдь не гарантирует успех США в нынешних переговорах с Ташкентом. Как минимум тема неизбежно вызовет негативную реакцию России и Китая, да и в принципе узбекское общество тоже будет не в восторге от любого иностранного военного присутствия.
Никто не поможет
Даже если США удастся разместить военную базу в Центральной Азии, это никак не скажется на реальном балансе сил.
У Вашингтона попросту нет идей, которые могли бы в долгосрочной перспективе заинтересовать республики. Москва и Пекин уже давно являются экономическими партнерами центральноазиатских государств, и для США просто нет места.
Кроме того, ни одна из стран не согласится на предложение США, поскольку потенциальные риски перевешивают призрачные выгоды.
Но если предложение США будет отвергнуто, то это лишний раз станет свидетельством о низком рейтинге доверия и интереса к Вашингтону в регионе.