ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik, Азамат Шокиров. В выходные сотни абонентов TCell - одного из крупнейших мобильных операторов Таджикистана - в одночасье лишились доступа в Сеть. Проблема крылась не в технических неполадках, а в изменившихся (к удивлению клиентов) условиях оплаты за используемые тарифы.
Как пояснил один из сотрудников TCell, поправки были введены "для покрытия некоторых расходов". Почему это было сделано в одностороннем порядке и без предварительного уведомления, корпорация не объяснила. В результате точки обслуживания компании подверглись "штурму" возмущенных клиентов.
Но недавний случай TCell - это не частный эпизод в деятельности отдельной компании, а просто свежий пример всеобщей практики в работе почти местных операторов, существующей не один год.
К примеру, пару лет назад один из гигантов телекоммуникационного рынка решил поменять ежемесячную форму оплаты на посуточную. Причем сделал это на второй день месяца, когда клиенты уже внесли предоплату, с которой тут же начали снимать средства по новому, невыгодному для абонента тарифу.
Сделано это было также без предварительного уведомления, и не только с индивидуальными абонентами, но и с корпоративными. На все возмущения в кол-центре компании отвечали, что по договору они такое право имеют. И если частники, не желая терять номера, выругались и заплатили, то ряд организаций просто отказались сотрудничать с ненадежным поставщиком услуг. Что и неудивительно - если де-юре у компании все чисто, а де-факто отношение наплевательское, то и лояльности клиентов ждать не стоит.
Увы, эта стратегия - решать свои финансовые проблемы за счет абонентов - обычная для всех операторов по стране, диктуемая общей плачевной ситуацией на рынке телекоммуникаций. Так было и с акцизами на мобильный интернет, размеры которых за пару лет выросли с 3 до 8%, и с платой за сим-карту, даже не используемую (0,8 сомони в месяц).
И нет ничего удивительного в том, что мобильные операторы предпочли переложить эти "повинности" на карманы своих абонентов. Более того, пойдя по стопам "великого комбинатора" Остапа Бендера, они используют еще несколько "относительно честных способов" посягнуть на кошелек клиента.
К примеру, каждый второй пользователь мобильного интернета в Таджикистане жалуется на недобросовестный биллинг (учет объема использованного трафика) со стороны своего провайдера, естественно в пользу последнего. Этот нехитрый способ позволяет в считаные дни обнулить обещанные бесплатные гигабайты и спокойно взимать плату за все последующие.
"Практически все сотовые компании Таджикистана "химичат" с биллингом, просто кто-то больше, кто-то меньше. Это очень простая операция, достаточно поменять настройки программы, чтобы она подсчитывала не только входящий трафик, но и исходящий. Хотя, по условиям тарифных планов, должна учитываться только первая позиция", - рассказал один из сисадминов местного мобильного провайдера на условиях анонимности.
Кроме манипуляций с биллингом, есть еще проверенные маркетинговые приемы. Например, один из операторов некоторое время широко рекламировал тариф с безлимитным интернетом на высокой скорости.
"Вот только в условиях его использования мельчайшим шрифтом указывалось, что при наборе определенного объема трафика скорость падает на порядок", - пояснил специалист.
Сейчас мобильный интернет в республике признан одним из самых дорогих и при этом медленных в мире. Справедливости ради отметим, что на то есть объективные причины - постоянный прессинг налоговиков, пытающихся состричь как можно больше шерсти с "сотовой овечки", продажа интернет-трафика только через аффилированную госструктуру (Единый коммуникационный центр), ежегодно переносимые сроки перерегистрации сим-карт и прочие "изыски" регулятора.
Административные преграды уже привели к тому, что рынок телекоммуникаций Таджикистана, до середины 2010-х считавшийся лидером региона по качеству связи, уже покинули крупные международные компании, поначалу с удовольствием начавшие развивать свой бизнес в республике и инвестировавшие в него большие деньги.
Достаточно вспомнить VEON, избавившийся от таджикской "дочки" "Билайн", или Telia Sonera, продавшую весь пакет своих акций вместе с долгами Фонду Ага Хана по экономическому развитию (AKFED). Кстати, второй собственник сейчас как раз и является владельцем бренда TCell.
Возможно, уход крупных игроков, твердо придерживавшихся международных правил обслуживания потребителей, и переход структур в руки местных предпринимателей повлиял и на методы ведения бизнеса.
Подразумевалось, что законы рынка сами отрегулируют взаимоотношения поставщиков и пользователей. Увы, в условиях невысокой конкуренции и давления регулятора местные филиалы легко отказываются от постулата сервисной экономики "клиент всегда прав".