01:38 15 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD9.69
  • EUR10.69
  • RUB0.15
Нуриддин Саид, министр образования и науки Таджикистана

Нуриддин Саид: Таджикистан нуждается в учителях русского языка

© Sputnik / Амир Исаев
Образование
Получить короткую ссылку
Российские учителя в школах Таджикистана (75)
42310

Министр образования Нуриддин Саид рассказал, какие еще меры планируется предпринять для улучшения преподавания русского языка в Таджикистане

ДУШАНБЕ, 22 авг — Sputnik. В Таджикистане ежегодно увеличивается потребность в учителях русского языка, сообщил в интервью РИА Новости министр образования и науки Таджикистана Нуриддин Саид.

В стране строятся русские школы, а для преподавания русского языка приглашаются учителя из России, отметил он.

Министр образования рассказал, какие еще меры планируется предпринять для улучшения преподавания русского языка в стране, и почему Таджикистан не будет переходить с кириллицы на арабский алфавит.

- Каков, по вашему мнению, уровень преподавания русского языка в Таджикистане? Сколько учителей, в том числе предметников, не хватает?

- В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан работают 8 тысяч 615 (из них, женщин 5 тысяч 063) преподавателей русского языка. Из общего количества преподавателей, 7 тысяч 288 имеют высшее образование, 1 тысяча 211 работают со средним профессиональным образованием и 116 с неполным высшим образованием, большинство из которых в настоящее время обучаются дистанционно или на заочных отделениях различных вузов для получения высшего педагогического образования.

Эксперт рассказал, почему не удается отправить в Узбекистан учителей из РФ

В настоящее время в средних общеобразовательных учреждениях по объективным причинам - увеличения количества обучающихся, оттока педагогических кадров по различным причинам, а также по причине изменения местожительства, выхода в отпуск по уходу за ребенком, - ежегодно увеличивается потребность в педагогических кадрах, в том числе и по русскому языку.

В связи с этим отделы образования областей, городов и районов Республики Таджикистан определяют потребность учителей-предметников и направляют заявки в Министерство образования и науки для решения данного вопроса. На основании заявок Министерство образования и науки направляет выпускников вузов, молодых специалистов в общеобразовательные учреждения.

- Что нужно предпринять для улучшения данной ситуации?

- Мы понимаем, что для улучшения ситуации предстоит большая работа и эти вопросы находятся под пристальным вниманием Министерства образования и науки РТ. Назовем ряд проблем, которые находятся в центре нашего внимания и над которыми  мы постоянно работаем:

1. Обеспечение образовательных учреждений высокопрофессиональными педагогическими кадрами.

2. Обеспечение учащихся учебниками и художественной литературой.

Ученики школы Дангаринского района
© Официальная страница пресс-службы президента РТ в Facebook.

3. Планируем пересмотреть программы по русскому языку как для школ, так и на курсах повышения квалификации учителей.

Итоги работы учителей РФ в Таджикистане: прогресс есть, в 2020-м будет еще лучше

4. Планируем  широко использовать практику прохождения учителями курсов повышения квалификации в РФ.

5. Изыскиваем возможность организации педагогической практики студентов в субъектах РФ.                     

- Как продвигается вопрос строительства пяти российских школ в Таджикистане?

- Согласно протоколу межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Республики Таджикистан и Российской Федерации от 20 марта 2019 года запланировано строительство пяти общеобразовательных учреждений с русским языком обучения в городах Душанбе, Худжанде, Бохтаре, Турсунзаде и Кулябе на 1200 посадочных мест в каждом учреждении.

Гумерова рассказала, почему учителя из России захотели остаться в Таджикистане

На сегодняшний день подписано соглашение между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о строительстве указанных школ, утверждена дорожная карта реализации проекта. Со стороны Республики Таджикистан выделены земельные участки и получены необходимые разрешительные документы для строительства.

Кроме того, создана совместная комиссия для реализации данного проекта, а также определены соответствующие государственные органы, ответственные за реализацию строительства школ. Со стороны Российской Федерации начаты подготовительные работы по выбору проектировщика и генподрядчика для строительства данных объектов.

Мы уверены, что данный проект  усилиями обеих сторон будет реализован в намеченные сроки.

- Успешно ли развивается практика приглашения учителей из России для работы предметниками в средних школах Таджикистана, будет ли продолжен этот опыт?

- В настоящее время в республике функционируют 185 общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, где 215 тысяч 799 учащихся получают образование на русском языке.

"Второгодники": чем Таджикистан так понравился российским учителям

На основе договора между Министерством образования и науки Республики Таджикистан и федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Международный центр образования "Интердом" имени Е. Д. Стасовой" 48 преподавателей из Российской Федерации преподают в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан. В новом 2019-2020 учебном году данная практика будет продолжена.

- Сколько студентов из Таджикистана обучаются в высших учебных заведениях Российской Федерации? Почему, по- вашему мнению, они выбирают российские вузы?

- Сотрудничество между Министерством образования и науки Республики Таджикистан и Российской Федерацией в области образования и науки осуществляется в рамках соглашения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией "О сотрудничестве в области науки, технологии, образования, здравоохранения, информатики, спорта и туризма" от 19 сентября 1995 года, а также соглашения между Министерством образования и науки Республики Таджикистан и Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 марта 1997 года и ежегодных протоколов межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Продлевала контракт дважды: учительница из РФ под впечатлением от Таджикистана

На основании вышеупомянутых соглашений в 2018-2019 учебном году Российской Федерацией было выделено 618 квотных мест по программам бакалавриата, специалиста, магистратуры, ординатуры и аспирантуры. Наряду с этим на территории Республики Таджикистан функционируют Российско-Таджикский (славянский) университет (РТСУ) и 3 филиала московских вузов -  НИТУ МИСиС, НИУ МЭИ и МГУ имени М.В. Ломоносова. В этих учебных заведениях обучаются выпускники общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан.

На сегодняшний день в высших учебных заведениях Российской Федерации обучаются 23791 гражданин Таджикистана. Желающих получить образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации увеличивается из года в год, и это отрадно. На наш взгляд, это связано с тем, что между нашими народами сложились давние традиции дружественного сотрудничества в гуманитарной сфере, а также образование РФ стало престижным для наших выпускников.

- В последнее время в Таджикистане среди ученых, журналистов, политических деятелей обсуждается тема перевода таджикского языка с кириллицы на арабский алфавит. Ваше мнение по этому вопросу?

- Министерство образования и науки Республики Таджикистан никогда не планировало переход с кириллицы на арабский алфавит. Мы не видим в этом необходимости.

Согласно учебному плану, в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистана учащиеся 7-8 классов изучают алфавит наших предков. Министерство образования и науки Республики Таджикистан издало необходимые для этого учебники, учебно-методический материал и детскую художественную литературу, которые доступны для всех желающих изучать данный алфавит.

В Таджикистане подвели итоги конкурса на звание лучшего учителя и ученика

Введение в школьную программу уроков арабской графики ни в коей мере не означает намерение властей Таджикистана в будущем официально перейти на арабскую письменность. На протяжении своей многовековой истории таджикский народ, начиная с VII-IX веков до начала 20-х годов ХХ века, использовал арабскую графику. С приходом советской власти в Таджикистане, начиная с 1922года, постепенно был совершен переход с традиционной арабской письменности на латинский алфавит.

Данный процесс завершился к 1936 году. Однако уже в 1939 году прошла новая реформа письменности, и таджикский язык перевели на кириллическую графику. Нынешнее положение с алфавитом отвечает всем социальным, культурным, научным и образовательным запросам таджикского народа.

В новой школе района Рудаки
© Официальная страница пресс-службы президента РТ в Facebook.

- В Республике Таджикистан призывают родителей не посылать детей в религиозные учебные заведения за рубеж, почему по вашему мнению?

- В Республике Таджикистан функционирует религиозное высшее учебное заведение – Таджикский исламский институт имени Имама Аъзама, который  готовит соответствующих специалистов на основе традиционного для таджиков ханафитского мазхаба или толка. Это вполне удовлетворяет потребности страны.

В религиозных учебных заведениях зарубежных стран, в особенности Ирана и арабских стран, специалисты по исламу готовятся на основе других толков или мазхабов ислама, которые чужды традициям таджиков и всего населения Центральной Азии. Поэтому учеба в религиозных учебных заведениях других стран не способствует дальнейшему укреплению религиозной стабильности среди теологов и приверженцев исламской религии из числа граждан нашей страны.

Темы:
Российские учителя в школах Таджикистана (75)
Теги:
русский язык, учителя, школы, Нуриддин Саид, Таджикистан



Главные темы

Орбита Sputnik